РР-Онлайн представляет в рамках проекта «Кинодок» документальный фильм:
Настя и Егор
Режиссер: Алексей Балабанов

Настя и Егор

Алексей Балабанов снимал современное кино про то время, в которое мы все живем, он был единственным, кто от фильма к фильму делал свое, и у него есть свой зритель, несмотря на то, что его с нами уже нет. В мае я случайно нашла его дипломную работу «Настя и Егор», снятую на Высших режиссерских курсах. Это документальный фильм о Екатеринбургском Рок-клубе, вернее, о людях, которые этот клуб составляли и были его основой. После смерти Алексея Октябриновича я связалась с главной героиней фильма Настей Полевой, и она рассказала историю этого кино.

Надежда Боровик поделиться:
13 июня 2013
размер текста: aaa

Как вы познакомились с Балабановым? На съемках или дружили раньше?

– Мы познакомились в 1985 году на съемках фильма «Раньше было другое время». Алексей придумал сценарий и был режиссёром этого фильма. В фильме постоянно звучала музыка НАУ, и сама группа тоже была задействована в съёмках. Лёша на тот момент уже дружил со многими музыкантами тогдашнего Свердловска. После съёмок подружились, и я снималась позднее в следующих его учебных фильмах. В том числе и в «Настя и Егор» – его дипломной работе на высших сценарно-режиссёрских курсах.

Он уговаривал меня сниматься. А я не очень хотела, было как-то стыдно выпячиваться, выставлять себя напоказ. Одно дело – выступать на концертах, а тут непонятно что. Я не актриса, не герой, как-то казалось все неестественно. Лёша убеждал, что замысел фильма полудокументальный, полуигровой. Что ему интересна история Насти и Егора. Но самое главное, Лёша сказал, что этот фильм увидит только экзаменационная комиссия, те, кто в нём снимался и делал его. Я подумала, что надо помочь, сняться, это важно для него. И люди никогда не увидят фильм.

А вышло с точностью наооборот. Лёша сказал потом, что обманывал меня, но верил, что я и все остальные, кто участвовал в съёмках, потом скажут ему огромное спасибище. Особенно через много лет.

Изменилось ли в процессе съемок понимание истории которую снимал Балабанов?

Про это сказать не могу, может он импровизировал всю съёмку. Но заранее готовился, присматривал места съёмок и т. д.

Как он снимал: вопросы задавал или говорил, что нужно делать?

– Говорил и объяснял, что нужно делать. Я полностью подчинялась и не занималась самодеятельностью. Всё происходило быстро, организованно и легко, без всяких заморочек и идиотизма. Когда Лёша рассказал об идее снять фильм, пояснил, что это его будущая дипломная работа. Что фильм будет делаться постепенно, этапами. Практически ничего не рассказал о сюжете. Только описал, что я буду делать.

Дом, музыка, котёнок, мытьё полов в университете, просмотр ТВ вместе с Егором. Соответственно, Егор – тусовки, баня, рыбалка, общение с друзьями и прочее.

Текст стихов читала по бумаге, записывали отдельно в студии до съёмок. Мои рассуждения вслух за кадром – ответы на вопросы, которые Лёша задавал. Не знаю, готовил ли он их заранее. Идею фильма ясно не формулировал. Просто просил доверять. Он – наблюдательный человек. Мы были у него на виду. И его действительно интересовало, что нас связывает, почему мы вместе, в чём секрет притяжения, неразрывности этих персонажей, кто на кого и как влияет, кто кого тянет вверх или вниз. «Тёмное» – давит, «светлое» – радует, вдохновляет, дарит надежду, уверенность и правильно направляет движение. Думаю, он пытался для себя лично найти, нащупать, как уходить от «тёмного». Сомневаюсь, что при создании этой малюсенькой фильмы он пытался что-то кому-то доказать. Например, что умный, перспективный, крутой и т.д. Он хотел подышать с нами нашим воздухом, пожить в наших душах, отношениях и в характерах. Потому что мы не такие, как он, а он не такой, как мы.

Есть ли игровые эпизоды? Сцена застолья в неформальной обстановке в 86 году снята в документальном кино, это очень смело в то время, как мне кажется. Как появилась эта сцена?

– «Игровое» присутствовало, но все гулянки натуральные с натуральными напитками. Меня в этом эпизоде не было, не представляю, что там происходило. Фильм формировался два-три года. Снимали тоже в разные годы (примерно с 1987-1989г.).

Изменилось ли ваше отношение к фильму спустя годы?

– Почти не изменилось. По-моему, наивная милая картина, проба пера. Я в фильме, типа, хорошая, а Егор, типа, козёл. Но атмосфера в нём хорошая, тёплая, душевная. Мне также неудобно, чего я там делаю и почему люди должны смотреть на меня. Но это мои «тараканы». Сейчас очень интересно смотреть, ностальгии нет. Но, как работа Балабанова, фильм воспринимается хорошо. Я не могу объективно оценивать, я – призма, сплошное искажённое мнение.

Вы говорите, страдание обостряет талант, сейчас вы так же думаете? Мне, как человеку, не знакомому лично с Алексеем Октябриновичем, всегда казалось, что это его правило жизни, так ли это.

– Душевные страдания тоже обостряют талант, не только жизненные. Мы же не видели войну, голод, катастрофы, бог миловал. Хотя, Лёша летал на афганскую войну в качестве военного переводчика. Сидел в военном самолёте и переводил все разговоры в эфире. Кто его знает, чего он там насмотрелся и натерпелся. Кто там был – мало чего рассказывают. Наверно оттуда растут его размышления на тему исламского радикализма и т.п. В Лёшином случае душевные сомнения тянутся скорее всего из детства, отрочества. Может он болезненно и остро реагировал на окружающую действительность, на формирование отношений между людьми, друзьями, мужчиной и женщиной в конце концов. Чернушность балабановских фильмов, наверное, обусловлена его интересом к тёмной сущности человека, откуда она появляется и почему принимает такие ужасающие формы. Вроде все были детьми-ангелочками, а потом вдруг становятся кретинами и уродами. По жизни, по сути своего характера Балабанов любил поканючить, поныть, пострадать, мне кажется, он получал удовольствие от этого. Прямо как ребёнок. Но мы знаем его и весёлым, и юморным, душой компании. Воспоминания о времени съёмок «Насти и Егора» волшебные. Такие ощущения и события можно пожелать каждому в жизни. Окунаться в подобное счастье и особенное приключение, которое расцвечивает нашу жизнь. Спасибо Лёшику (так мы его называем и называли всегда) за то, что сделал, что был и есть в нашей жизни. Мы свои «Оскары» ему вручили давно.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение