--

Верните мораль народу

13 июня 2013

У нас в стране все время кого-нибудь судят, причем за редкими исключениями «по всей строгости», то есть вынося обвинительные приговоры с большими сроками. И вот снова целая куча резонансных процессов. Ощущения гадкие.

поделиться:
размер текста: a a a

Эта беда известна, как и то, что такое положение в определенной мере эксплуатирует н­ародное чувство справедливости. В народе часто говорят о твердой руке, о правде, требуют строгого наказания бандитов и ворюг и даже тех, кто подрывает «духовные скрепы».

Одновременно — и это парадокс — в нашей культуре милосердие всегда было выше права и порядка. Со школьных лет мы помним пушкинские «чувства добрые» и «милость к падшим». И в царское, и в советское время арестанты вне зависимости от т­яжести преступления вызывали массовое сочувствие, а государственные исполнители, и тем более их «добровольные помощники», удостаивались презрительных наименований.

Поэтому громкие околополитические процессы последнего времени — «Болотное дело», «д­ело Навального», тема очередного «дела Ходорковского», — кроме всего прочего, деморализуют общество. Даже если у вас есть (а у меня они есть) политические или нравственные претензии, скажем, к лидерам Болотной, государство так перевыполняет свою работу, что места для гражданского осуждения не остается. Нельзя же в нашей культуре аплодировать казням. И как быть?

Даже прекрасным людям в т­аких ситуациях приходится делать насилие над собой и своими чувствами. Вот великий Эмир Кустурица, когда корреспондент «РР» спросил его о деле Pussy Riot, немедленно перешел в контратаку: «А если я вас спрошу: что вы думаете о п­яти миллионах людей, убитых американцами с 1945 года?» — и­нтерпретируя всю ситуацию как неприятную, но все же как «горький» способ самозащиты России в тяжелых внешних обстоятельствах.

Что происходит, как это у нас мораль вдруг вступает в противоречие с милосердием? Отчего мы в массе одновременно и сочувствуем арестантам, и оправдываем посадки? Как это соотносится в одной культуре и часто в одной голове?

Разумная система наказаний строится как минимально необходимая для предотвращения повторения проступка или преступления. А избыточно жестокая только усиливает агрессию в обществе. Ее целью становится не правовая санкция, а коллективное принесение первобытной жертвы, ритуальное соучастие в насилии для воспитания «морального чувства» — ощущения якобы непреодолимой границы между «друзьями» и «врагами». Такое слияние морали и политики — это первобытная, дохристианская дикость. Так граждан лишают личной свободы: ведь все уже решили за нас, жертва принесена, и мы замешаны.

Но на самом деле мы — народ цивилизованный, то есть вспоминающий иногда, что милосердие выше, чем политика и мораль. И что главная жертва в христианской истории неви­новна. Мягкие наказания и оправдания за незначительную вину дали бы народу возможность без зазрения совести морально осудить (или оправдать) поступки тех же «болотных», «пусси» или Ходорковского и многих тысяч других, например сидящих по экономическим делам. А когда людей уже реально и избыточно замучили, естественно сострадать и подозревать обман. Так г­осударство подрывает свою моральную основу.

Если твердо помнить, что м­илосердие выше политики, то первое политическое требование к государству понятно. Хватит лезть во все дыры и судить последним судом! Оставьте нам свободу и для нашего собственного суждения! Верните мораль н­ароду!

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Маврина Татьяна 16 июня 2013
... прежде всего надо отметить, что нет однозначного понятия "народ" - народу все перечисленные дела "по барабану", он живет своей отдельной жизнью. Ходорковского, действительно, пора бы уже и отпустить, сколько можно?! И - все познается в сравнении: почему не сидит огромное количество воров из власти? А садят "пусек" или простого мужика "за 10 сосен"... И еще - материал всегда выигрывал бы, если бы приводили примеры - а как в других странах?
Крымский Иван 16 июня 2013
Вот полицейский, защищающий наши жизни, вышел на работу, а с него сорвали шлем, швырнули булыжник, отпинали. В итоге черепно-мозговая травма и больница. Но у г. Лейбина нет ни строчки сочувствия к пострадавшим, он предлагает сочувствовать не жертвам, а преступникам. Преступник и жертва поменялись местами. Верните мораль прежде всего себе, господа журналисты.
Yandex imperym 14 июня 2013
Вот именно это христианское "всепрощение" и довело человечество до сегодняшней ситуации.
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение