--

Москва как неродная

Почему Сергей Собянин так торопится избраться мэром

Выборы мэра Москвы пройдут в сентябре этого года, хотя полномочия Сергея Собянина истекают лишь в 2015-м. Его поспешность истолковывают как неуверенность. При всей масштабности планов нового мэра москвичи пока скептически оценивают качество их реализации. Подробно изучив весьма успешную управленческую работу Собянина в Тюмени, корреспондент «РР» попытался понять, почему те же методы не приносят в Москве того же результата и такого же накала народной любви.

Виктор Дятликович
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

11 июня 2013, №23 (301)
размер текста: aaa

Москва не Тюмень

Для Сергея Собянина Москва — эта та же Тюмень, только чуть больше. По крайней мере управляет он ею по тем же лекалам. Объяснение простое: став мэром Москвы, другого опыта управления городом он попросту не имел. Кто-то скажет, что и в Тюменской области он был все же губернатором, но это не совсем так. «Собянин, конечно, работал мэром Тюмени», — уверял меня один из его помощников, имея в виду, что тюменский градоначальник всегда был лицом подчиненным, а все решения по развитию города принимались лично губернатором.

После Тюмени Собянин возглавил администрацию президента, затем аппарат правительства — структуры безнадежно далекие от городского хозяйства. Поэтому, приняв Москву, он попытался воспроизвести единственный и­звестный ему алгоритм действий, который однажды привел его к успеху. Проблема в том, что в Москве он столкнулся и с другим уровнем задач, и с другим уровнем запросов горожан.

Понятно, что опыт работы в федеральных структурах не прошел для Собянина даром. Например, он кардинально и­зменил работу с кадрами (об этом чуть ниже). Но  в целом его стратегия завоевания любви горожан осталась прежней, тюменской: народ должен видеть, что вокруг чисто, красиво, на это тратится много денег, и не так уж важно, насколько э­ффективны эти затраты. Однако в Москве эта формула начала д­авать очевидные сбои.

Проанализируем шахматный матч, который мэр Собянин ведет с городскими проблемами, — партию за партией — и попытаемся понять, почему победить ему пока не удается.


Дороги и пробки

Проблемы vs Собянин — 1:0

В Тюмени на дорожной теме Собянин набрал первое полновесное очко в свою пользу. В городе, где к его приходу была заасфальтирована лишь треть дорог, а остальные улицы и переулки утопали в грязи, сделать это было вроде бы не так уж трудно. Но предыдущие губернаторы не представляли, как решить эту проблему.

— Как-то шли с Рокецким (в то время губернатор Тюменской области. — «РР») по Тюмени, грязь кругом, — рассказывал мне советник губернатора Лев Березин. — И он говорит: «Не представляю, что с этим городом можно сделать!» А потом выходим на более-менее сухое место, и он: «Ну вот видишь, можно же нормально по городу ходить!»

Собянин пустил нефтяные деньги на асфальтирование улиц, и эффект оказался поразительным. Проблема пробок появилась в Тюмени уже после Собянина: по хорошим, но узким дорогам вдруг стало ездить много машин.

В Москве же все наоборот: с качеством дорог проблем в целом нет, а вот от пробок город задыхается не первый год. И почти три года Собянин борется с ними без особых успехов. Автомобилисты возмущаются введением полос для общественного транспорта, которые, по их мнению, только усугубили ситуацию (у этой медали есть другая сторона, но о ней ниже). Не дает видимого положительного эффекта и реконструкция вылетных магистралей.

Более того, проекты реконструкции, например Ленинградского проспекта или строительства Северо-Западной хорды вызвали такое неприятие местных жителей, с которым Собянин в Тюмени никогда не сталкивался. Говорить с москвичами один на один он еще не научился, а чиновники только портят дело.

Собянину не удалось реани­мировать рожденную Лужковым и им же проваленную идею «н­ародного гаража». Вместо э­того по разнарядке, спущенной сверху, местные чиновники где на смех, а где и назло людям, «нарезали» десятки тысяч новых парковочных мест за счет газонов. Перехватывающие парковки у станций метро стоят пустые. Введение платных парковок в центре Москвы проводилось бестолково и вызвало лишь негатив автомобилистов.

Асфальт на московских улицах и тротуарах, как, кстати, и на тюменских, перекладывают чуть ли не каждый год, что, с одной стороны, радует, а с другой — заставляет сомневаться в качестве работ и подозревать заказчиков и подрядчиков в банальном распиле средств.


Парки и скверы

Проблемы vs Собянин — 0,5:0,5

— Посмотрите, какие в Тюмени парки! Они же вылизаны до безо­бразия, — восхищался недавно в разговоре с «РР» приехавший работать в Тюмень из Перми вице-губернатор области Вячеслав Вахрин. Это правда: сегодня трудно поверить, что ухоженные тюменские парки всего десять лет назад напоминали мечту маньяков — запущенные, с одним работающим фонарем на квадратный километр.

В Москве дела, конечно, обстояли получше, но то, что сделал с московскими парками глава департамента культуры Москвы Сергей Капков (приглашенный лично Собяниным), все равно не может не вызвать уважения. Да, любители аттракционов и шашлыков жалуются, что парк Горького стал прибежищем хипстеров. Да, биологи и экологи н­ебезосновательно ропщут на з­абетонированные набережные и искусственные газоны, м­еняющие экосистему и испор­­тившие жизнь многим видам диких животных. Да, возможно, московские парки стали излишне стерильны. Но гулять там в любом случае стало приятнее.

Ложка дегтя, которая не позволяет полностью занести эту работу Собянину в актив, — непрозрачные условия тендеров на реконструкцию парков и скверов. Большинство проектов, например реконструкция скверов Бульварного кольца, проходило общественные слушания чисто формально. Притом что выделялись на это десятки миллиардов руб­­лей. Непрозрачность аукционов на благоустройство города — это то, что пришло в Москву из собянинской Тюмени.


Уличная торговля: война с «Шанхаем»

Проблемы vs Собянин — 1:0

— Я искренне удивляюсь, почему то, что у Собянина здесь получалось на раз, в Москве вызывает такие трудности, — говорил корреспонденту «РР» один из тюменских чиновников. — С теми же ларьками на улицах в Тюмени он разобрался за несколько дней, а в Москве для него это оказалось проблемой.

И правда, сегодня в Тюмени вы не увидите ни одного киоска за исключением газетных. В Москве война Собянина с «Шанхаем», как он назвал лабиринты торговых киосков у станций м­етро, продолжалась долгие месяцы и безоговорочной победой не завершилась. 

Официальная статистика путается, сколько же торговых палаток осталось в городе от тех 14 тысяч, что были еще два года назад: то ли 8 тысяч, то ли всего 400. Скорее все-таки первое. В любом случае кавалерийская атака на м­алый бизнес, безмолвно п­роглоченная тихой Тюменью, в Москве обернулась сильным ударом по имиджу нового мэра: слишком рьяные исполнители сносили с­отни киосков, установленных по всем требованиям з­акона, и в то же время, особенно на окраинах, не тронули незаконно установленные «кормушки» местных чиновников.

Тысяча тюменских челноков проглотили обиду, десятки тысяч московских бизнесменов уже н­икогда не примут Собянина за своего.


Общественный транспорт

Проблемы vs Собянин — 0:1

Собянин превратил ввод новых линий и станций метро в ударную стройку. Причем ради результата пришлось поступиться некоторыми условностями вроде тендеров: подряды на строительство раздаются непосредственно московским правительством. Правда, и круг подрядчиков расширился — например, за счет казанского «Казметстроя». Планы сдать до 2020 года почти 150 км новых линий и 67 станций уже не кажутся фантастическими, хотя еще несколько лет назад, при Лужкове, о таких цифрах даже не заикались.

С наземным транспортом чуть сложнее. Пресловутые выделенные полосы, вызывающие столько отрицательных эмоций у автомобилистов, дают весьма ощутимый эффект для пассажиров. А вот постепенная замена парка общественного транспорта не так заметна.

А тут еще на днях москвичам анонсировали программу отказа от маршруток в их нынешнем виде. Предполагается, что число фирм уменьшится, ездить маршрутки будут в основном там, где экономически неэффективно использовать крупные автобусы, а технические требования к автопарку ужесточатся настолько, что «газели» вообще исчезнут с московских улиц.

Надо сказать, что в Тюмени такую реформу провели не так давно, уже без Собянина (но явно разрабатывая его идейное наследие). Получилось в целом эффективно, хотя и не без эксцессов.

— Назначили дату, когда «газели» должны были исчезнуть. Приезжает мэр в этот день на остановку, а там «газели», — рассказывает «РР» один из бывших сотрудников администрации тюменского градоначальника. — Мэр: «Что это такое?!» А ему: «Так это фирма Ивана Ивановича»… А Иван Иванович — это, условно говоря, большая шишка в горсовете. В итоге «газели» Ивана Ивановича еще несколько месяцев по городу ездили. Хотя проблема могла быть решена просто — вызвать Ивана Ивановича к губернатору и сказать: вот правила игры, а кто не согласен, будем бить по наг­лой рыжей морде.

В Тюмени, где все друг друга знают, ручные формы управления эффективны. Вопрос — способен ли Собянин в Москве в­ыстроить такую систему, когда каждый из игроков будет понимать правила игры и бояться их нарушить.


Кадры

Проблемы vs Собянин — 0:1

Кадровый вопрос один из немногих, где Сергей Собянин все же отошел от старого опыта. Став губернатором Тюменской области, он очень осторожно менял управленческую команду. Более того, оставлял на ключевых постах многих людей его предшественника Рокецкого. Так, вопреки всем прогнозам, сохранил свое место мэр Тюмени, который до последнего поддерживал Р­окецкого.

— Я у него спрашивал: «Сергей, ты зачем его оставляешь, он же не из твоей команды?» — делился воспоминаниями с корреспондентом «РР» один из советников Собянина. — А он мне: «Ты просто не знаешь этих людей. Они работают на хозяина. Был хозяином Рокецкий — он работал на него, сейчас будет работать на меня. Да и некого мне пока на его место поставить». И он оказался прав. В этом плане я не знаю более прагматичного человека, чем Собянин.

Став мэром Москвы, Собянин эту позицию скорректировал. Сейчас из команды Лужкова в мэрии осталось лишь несколько человек. Причем и из своей проверенной тюменской когорты Собянин привел с собой, по сути, только одного человека — неизменную помощницу Анастасию Ракову, которая стала вице-мэром.

Вся остальная московская к­оманда Собянина — это амбициозные молодые управленцы, р­екрутированные из федеральных структур и даже «с улицы». Формирование команды мэр д­оверил профессиональным «охотникам за головами» — хедхантерам. ­Неслучайно руководителем кадрового управления м­эрии стала в­ыходец из рекрутингового агентства Ward Howell Александра Александрова. А несколько десятков глав управ были назначены из числа прошедших в кадровый резерв мэрии через сито открытого конкурса.

Мэрия дала дополнительные полномочия муниципалитетам, и все это, безусловно, усиливает эффективность управления городом.


Имидж

Проблемы vs Собянин — 1:0

Острослов Сергей Доренко, объясняя прохладное отношение москвичей к Собянину, как-то попенял тому на отсутствие эмоций: мол, выглядит он «эмоционально стерильным». На этот счет в Тюмени существуют два мнения.

— Я видел, как менялось его лицо, когда он приходил, например, в детский дом. Это были искренние эмоции, он пропускал все через себя, — рассказывал «РР» главный редактор газеты «Тюменский курьер» Рафаэль Гольдберг, оспаривая Доренко.

С другой стороны, бывший с­оветник Собянина Лев Березин уверен, что он действительно всегда тяготился любой публичностью:

— Если на следующий день н­адо ехать в какую-то деревню с народом говорить, он весь вечер думал: ехать, не ехать? Всю ночь потом крутился с боку на бок, нервничал. Ну не его это — лицом светить. Но в итоге пересиливал себя, ехал через не могу.

Большинству москвичей, н­аверное, покажется правдо­подобнее вторая версия. Даже в родной Тюменской области С­обянин предпочитал отдавать общение с народом на откуп м­эров городов. Не говоря уж о столице, которая не так давно вдоволь посмеялась над имиджевым фиаско Собянина в компании с «дворниками-славянами».


Итоговый счет

Проблемы vs Собянин  — 3,5:2,5

Пока Сергей Собянин не вполне оправдывает авансы, выдававшиеся ему при назначении на пост столичного градоначальника: сделано многое, но решительных прорывов пока нет. Это вкупе с определенными имиджевыми проблемами могло бы серьезно повредить мэру, если бы речь шла о полноценной предвыборной кампании, к к­оторой оппоненты заранее бы подготовились. Но три летних месяца, за которые москвичи должны определиться с выбором, вряд ли подарят нам такое незабываемое зрелище.


См. также:

На низком старте

Ленинским курсом

Собянин-сити

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Крымский Иван 16 июня 2013
В статье не отражён вопрос укрупнения школ и поликлиник. Об этом Собянин так же не будет рассказывать.
Крымский Иван 16 июня 2013
Я бы не стал записывать очко Собянину в вопросе общественного транспорта. Во-первых, непонятно, а зачем вообще надо расширять метро - оно уже сейчас работает в режиме перегрузки, каждая новая станция в сторону области сносит часть наземного трафика под землю и ещё больше увеличивает степень перегрузки. Скажем, добавили Новокосино на Калининской линии и в Новогиреево уже невозможно в часы пик войти в вагон - возьмите камеру, проедьтесь, посмотрите. Можно построить метро до Калуги, только ЗАЧЕМ? У меня ощущение, что планы по расширению метро - нестратегическое популистское решение без расчёта последствий.

Во-вторых, выглядят странными решения по закупке высокоскоростных трамваев (в городе, где средняя скорость трамваев - 30 км/ч), замене аэроэкспрессов - все подобные решения по закупкам неизменно принимаются в пользу иностранной техники в ущерб нехудшим отечественным аналогам. Это напоминает действия Сердюкова с итальянскими бронемашинами и мистралями. Не удивлюсь, если потом выяснится, что и здесь поучаствовало чьё-то высокопоставленное нечистое рыльце.

В-третьих, наземный транспорт - здесь кардинальных прорывов нет - в итоге и автомобилисты недовольны, и жители домов, где газоны заменили на расчерченный асфальт, и пассажиры почувствовали облегчение только на отдельных маршрутах. В целом - незачёт.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение