Время и деньги

Baselworld-2013: новые пространства и новые веяния

Крупнейший в мире часовой салон Baselworld в этом году не только наглядно продемонстрировал новейшие достижения швейцарской часовой промышленности, но и показал, какие веяния и тенденции для нее сейчас самые значимые.

Елена Стафьева поделиться:
20 июня 2013, №24 (302)
размер текста: aaa

Baselworld, крупнейший мировой часовой салон, начался в этом году гораздо позже обычного и вовсе не c обсуждения н­овых трендов, новых назначений и громких юбилеев. Главным предметом всеобщих ожиданий стала масштабная реконструкция выставочного комплекса на Messeplatz, которая длилась два года, стоила 430 млн франков и довела площадь Baselworld до 141 тыс. квадратных метров.

В результате появилась стальная конструкция, которую спроектировало известное а­рхитектурное бюро Herzog & de Meuron, с­озданное звездами современной архитектуры, лауреатами Притцкеровской премии Ж­аком Херцогом и Пьером де Мероном. Оба они уроженцы Базеля, и жители города на специальном местном референдуме одоб­рили этот проект.

Еще с прошлогодней выставки вся ювелир­­но-часовая публика ждала, как же изменится такое привычное и обжитое за много лет пространство, и гадала, лучше станет или хуже. Хуже точно не стало, хотя мнения о результате многомиллионных затрат, конечно, разделились.

На месте кирпично-стеклянных зданий в стиле промышленной архитектуры середины XX века Herzog & de Meuron создало футуристические корпуса, соединенные объемным переходом, похожим на растянутую ажурную бумажную гирлянду, — он накрыл площадь перед главным входом. Получилось похоже на космические города будущего. Пространство между корпусами заполнили клумбами с самыми разнообразными белыми цветами — ландышами, гиацинтами, тюльпанами, бегониями, флоксами. Между ними расставили в кадках фруктовые деревья в белом же цвету — получился настоящий райский сад, распространяющий оглушительное благоухание.

Внутри все тоже изменилось и тоже напоминает рай, только уже не цветов и деревьев, а стекла, полированного металла и прочих сверкающих поверхностей. В основном здании в самом начале центральной аллеи, то есть на главных позициях, теперь стоят павильоны марок группы LVMH — TAG Heuer, Zenith, Hublot и Bvlgari, и уже за ними расположились Patek Philippe и Rolex. Зато у Rolex новый павильон огромного размера, в котором можно просто заблудиться, а Patek Philippe собираются перестроить свой на следующий год.

На первом этаже все гранды LVMH и Swatch Group, а также независимые гранды вроде Patek Philippe и Breitling. На втором — все крупные fashion (например, Hermes и Dior) и ювелирные (например, De Grisogono и Pasquale Bruni) марки. И все это великолепие от пола до потолка заполнено всяческими разновидностями драгоценных камней и металлов, сложнейших калибров, а также тысячами журналистов, байеров и просто обывателей. Потому что Базельский салон, в отличие от Женевского, открыт для публики, и каждый может купить билет и любоваться витринами, прогуливаясь среди п­авильонов.


Все самое красивое

Мероприятия такого масштаба не только с­обирают все самое лучшее и дорогое, но и отчетливо высвечивают главные тренды, и это самое занимательное. В этом году таких трендов было несколько — некоторые из них держатся уже давно, другие совсем свежие.

Уже не первый год одним из главных направлений остаются métiers d'art, то есть традиционные виртуозные ремесленные техники: для циферблатов используют все виды г­ильоше, разнообразные эмали, гранулирование, маркетри, инкрустацию, микромозаику. Часовщики работают с деревом, соломкой, п­ерьями, разноцветным перламутром, редкой кожей, самыми разными полудрагоценными и поделочными камнями и даже с метеоритами, которые на этот раз использовали для своих часов, например, Harry Winston и Corum. Специальные мастера делают миниатюрные барельефы, ювелирные микроскульптуры, гравировку по эмали, резьбу по раковинам. И все это высочайшего уровня виртуозности, на крошечном пространстве циферблата.

Этот тренд набирал силу год за годом, и сейчас нет ни одной серьезной марки, которая не показывала бы коллекцию métiers d'art. Одни из самых красивых часов в этих техниках представила Chanel: на циферблатах коллекции Mademoiselle Prive Decor Coromandel разворачиваются китайские пейзажи, которые один из лучших современных эмальеров Анита Порше создала с помощью горячей эмали Grand Feu, нанесенной поверх гравировки, и микрочастиц золота.

Здесь придумали и нечто совершенно особенное, при этом, как всегда, тесно связанное с историей дома и представляющее традиционное кутюрное мастерство. Это часы с циферблатом, обтянутым черным шелком с вышитой на нем камелией, одним из главных кодов Chanel. Вышивали в мастерских Франсуа Лесажа, тоже, как известно, принадлежащих Chanel.

Dior в коллекции Dior VIII Grand Bal показал часы Plume, ротор которых выложен перьями итальянского петуха цвета теплой карамели — именно у итальянского петуха есть достаточно мелкие перья подходящей фактуры, и это их естественный цвет. Эту красоту обрамляют по безелю багетные бриллианты.

Красоту несколько другого типа продемонстрировала старая швейцарская мануфактура Jaquet Droz — их минутный репетир The Bird Repeater был одним из самых причудливых. Когда репетир отбивает часы, четверти и минуты, на эмалевом циферблате две синички, сделанные в технике микроскульптуры, н­ачинают кормить своих птенцов. При этом их подвижные фигурки-жакемары могут разы­грывать восемь разных сцен: расправлять крылья, поочередно наклонять головки и т. п. Синицы выбраны не просто так: это птицы гор Юра, где в 1721 году родился основатель мануфактуры Пьер Жаке-Дро.


Яркий женский год

Среди новых и важных трендов четко выделяются два главных: реванш цвета и бум сложных женских часов. Первый был заметен еще в прошлом году, но это были лишь подступы к тому цветовому взрыву, который мы наблюдаем сегодня. Традиционная консервативная гамма — черный, белый, серебрис­­тый — была заметно разбавлена синим и коричневым, ставшими одними из главных цветов прошлого года.

Но в этом году к ним не просто прибавились все оттенки серого, синего и голубого — цветов моря, как, например, в Oyster Perpetual Cosmograph Daytona, сделанных Rolex к 50-летию этой модели в платине 950-й пробы, но и почти вся цветовая гамма. Никого не удивляют, например, разноцветные часы Tondo у De Grisogono, ювелирной марки, известной своим безудержным гламурным стилем, или веселые демократичные Timex ярких маркерных цветов. Но когда коллекцию разноцветных часов показывает тот же Rolex, это уже что-то значит.

Новая серия Rolex Day-Date с указателем числа, месяца и дня недели вышла в небольшом размере, подходящем для женщин, с цветными циферблатами и, что совсем уж поразительно для Rolex с его традиционными браслетами, на ремешках того же цвета. Hublot выпустила две модели: женские Big Bang Jeans с автоматическим хронографом и индикатором даты и мужской высокотехнологичный суперхронограф Oceanographic 4000 Jeans — не только с ремешком из денима, но и с таким же циферблатом. Деним о­бработан в вакуумном режиме с нанесением эпоксидного покрытия и устойчив к внешним воздействиям.

В сущности, и Rolex Day-Date, и хронограф Hublot Big Bang Jeans соединили оба упомянутых главных тренда этого года — цвет и сложные женские часы. Пять лет назад почти все, что предлагали женщинам серьезные швейцарские мануфактуры, ограничивалось кварцем, обильно украшенным бриллиантами. Сейчас вдруг выяснилось, что девушки больше не хотят носить просто караты, они вполне способны оценить механические калибры, а также малые и великие усложнения и, более того, даже готовы предпочесть их бриллиантам.

Самую интересную женскую версию представил Hermes — даже не версию, а полноценные женские часы Arceau Le Temps Suspendu, не менее изобретательные, чем мужские, показанные два года назад. Их создатель, замечательный часовщик Жан-Марк Видеррехт, для женской версии придумал специальный 24-минутный индикатор, стрелка которого движется и по часовой стрелке и против — достаточно только нажать специальную кнопку.

Здесь можно упомянуть и женские часы Ulysse Nardin с функцией GMT, и — из демократичных марок — Frederique Constant, который кроме своей традиционной женской коллекции Ladies Automatic показал Runabout Moonphase Riva Historical Society Limited Edition — часы с датой и фазами Луны, очень популярным сегодня усложнением, формально мужские, но отлично подходящие и женщинам.


Технологии и усложнения

Конечно, как и всегда, Базель — это еще и соревнование в сугубо технических достижениях. И, как всегда, тут не обойтись без Opus XIII, которые Harry Winston показала в тринадцатый раз и обещает показывать и дальше, н­есмотря на то что компанию купила Swatch Group.

На этот раз для работы пригласили французского часовщика Людовика Балуара, который сделал очень остроумные часы. Их лицевая сторона менее всего похожа на часы и состоит из 59 крохотных звездочек-указателей, одновременно поворачивающихся вокруг своей оси с эффектом домино, отсчитывая минуты, а также 11 часовых стрелок и центрального купола, в котором показывается 12-й час. Зато задняя сторона — с камнями и мостами — выглядит совершенно традиционно и тоже показывает время.

Мануфактура Girard-Perregaux с гордостью представила свои часы Constant Escapement, в которых предложила свое решение одной из главных часовых проблем — как добиться постоянной амплитуды колебаний балансового колеса. Здесь использована кремниевая пластина в шесть раз тоньше человеческого волоса, которую добавили в механизм спуска, — она и позволяет поддерживать постоянный уровень энергетических импульсов, а значит, равномерность и точность хода.

Ну и, конечно, говоря об усложнениях, нам никак не обойтись без волшебного слова «турбийон». Самый совершенный показал, пожалуй, изобретатель турбийона Breguet. Их Classique Tourbillon 5377, кроме всего прочего, еще и сверхтонкий: высота механизма в этих автоматических часах всего 3 мм, а корпус из розового золота толщиной всего 7 мм. Чтобы добиться этого, использовали не обычный центральный, а периферийный платиновый ротор на ребре механизма.


Нужные вещи

В средней ценовой нише на Baselworld в этом году царило не меньшее оживление, чем с­реди haute horlogerie. Такие гиганты, как, н­апример, Seiko, привезли множество новинок, где было все, вплоть до métiers d'art. Среди самых дорогих — посвященное 100-летию компании лимитированное издание легендарных Grand Seiko и 5000 штук Astron Kin­­taro Hattori, которые будут продаваться по всему миру.

Отличные дайверские часы показал Oris — Aquis Depth Gauge. Это первые часы, которые при погружении определяют точную глубину, позволяя воде проникнуть внутрь. Их 46-миллиметровый корпус выдерживает давление воды до 500 метров.

Longines в этом году тоже празднует юбилей — 10 лет партнерства с FEI, Международной федерацией конного спорта, а в целом марка связана с конным спортом с 1878 года. Чтобы отметить эту долгую связь, запущена линия механических часов с самоподзаводом Conquest Classic, в которой тоже есть не только мужские, но и женские модели в стали, розовом золоте или с комбинацией того и другого.

Raymond Weil представил часы Freelancer Visible Balance Wheel, и в них, как явствует из названия, в окошке на 12 часах видно о­ткрытое колесо баланса. Эти часы — с черным циферблатом, центральная часть которого гильоширована узором Clous-de-Paris, и двухцветным 42-миллиметровым корпусом и браслетом — выглядят очень эстетски.

В целом обновленный Baselworld — и с точки зрения новинок, и с точки зрения людей — выглядел насыщенным, как никогда. Очевидно, что часовщики приспособились к рецессии, швейцарское часовое производство работает на полной мощности и сбавлять о­бороты в ближайшее время не собирается. Также очевидно, что держится все это прежде всего на азиатском рынке, и, не будь его, с­итуация была бы куда менее оптимистичной. Поэтому практически все марки так или иначе ориентируются на этот рынок, о­ткуда сегодня приходят не только клиенты, но и инвесторы. Но в этом никто не видит особенных проблем: швейцарские часы, сделанные на китайские деньги, не становятся от этого менее швейцарскими.РР

 

Ювелир Стивен Вебстер — о Базеле-2013

«В этом году мы выпустили новые ювелирные украшения, пересмотрев свои взгляды на наш основной продукт. Почти два года мы работали над новыми коллекциями, рассчитанными на средний ценовой диапазон. В этом сезоне мы черпали вдохновение из наших прошлых коллекций: п­овторно воспроизвели Fly by Night и Deco Haze, оживив их черными и белыми бриллиантами, сапфирами, рубинами, используя нашу фирменную технику Crystal Haze.

Мы гордимся своим участием в Baselworld-2013. Оно дало нам возможность переосмыслить свои взгляды, сохранив при этом дух Стивена Вебстера. Невероятно, но в этом году мы участвуем в Baselworld 15-й раз. Мы прошли длинный путь: начинали свой бизнес в 10-метро­­вой комнате, а теперь наша компания занимает почетное место в индустрии. Нам удалось развить свое дело и стать известным международным брендом».

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение