--

Больше не директор

Марата Гельмана уволили с поста руководителя музея PERMM

Недавно в Перми разразился скандал на почве искусства. На ежегодном фестивале «Белые ночи», учредителем которого является правительство края, по требованию регионального Министерства культуры были закрыты несколько выставок. Одна из них – сатирическое осмысление сочинской Олимпиады художника Василия Слонова (на картинах были изображены олимпийские кольца из колючей проволоки, злобный Чебурашка-каннибал и т.д.). Еще одна закрытая экспозиция – фотографии с Болотной площади художника Сергея Каменного. Директор по развитию фестиваля «Белые ночи» Марат Гельман не согласился с позицией министерства и выставил опальных художников в музее PERMM, директором которого являлся до сегодняшнего дня. Сегодня стало известно, что контракт с Маратом Гельманом разорван.

Владислав Моисеев поделиться:
19 июня 2013
размер текста: aaa

В чем вы видите главные причины своего увольнения? История с «Белыми ночами» – это причина или только повод?

И причиной, и поводом является конфликт, который произошел из-за закрытия трех выставок. Я выступил против закрытия и открыл эти выставки в музее PERMM. Но новое Министерство культуры Пермского края считает, что это его функция – закрывать выставки, снимать работы, цензурировать, в то время как цензура непродуктивна, незаконна и невозможна.

Если касаться каких-то глубинных причин, то год тому назад ушел Чиркунов (бывший губернатор Пермского края – «РР») – человек, который меня пригласил и начинал этот проект. Уже с того момента начались разговоры о том, что проект завершится – новый губернатор был так настроен.  Но потом он понял, что жители города против, они не хотят возвращаться в провинциальность. В итоге было принято решение, что проект будет продолжаться. Нужно иметь в виду, что Чиркунов никогда не вмешивался в нашу работу, и если ему как-то и доставалось от большого начальства из-за каких-то наших острых проектов, он не позволял себе подобных вещей – закрывать выставки, цензурировать…  Но новая власть представляет себе культурную работу как концерт после съезда или корпоратив. Они считают, что искусство, которое ставит острые проблемы, не имеет права на существование. Из-за этого и возник конфликт. Я тогда сам сказал, что поставлю вопрос о дальнейшей работе, так как считаю все это недопустимым, но они решили показать, что остались при своей точке зрения и собираются и дальше контролировать закрытие и открытие выставок.

Как вы узнали об увольнении?

Я вылетел на презентацию нового проекта культурной социальной сети совместно с Livejournal, и сразу после посадки мне позвонил первый журналист, который выяснял, правда это или нет, про мое увольнение, так что об этом я узнал от СМИ.

Вы получили официальный комментарий бывшего начальства?

В итоге через час мне позвонил министр культуры края и гробовым голосом, как Левитан, произнес, что он вынужден сообщить о том, что подписал указ о расторжении контракта со мной.

А почему гробовым голосом? Он не был рад вашему увольнению?

Не знаю. Меня это мало интересует. Он в принципе перепутал ведомства. В советское время, когда цензура была разрешена, чиновники Минкульта стеснялись закрывать выставки, потому что это очень плохо для репутации в художественной среде. Закрывали выставки кураторы из КГБ. Шестой отдел ходил на выставки, спектакли, они были акторами. А он, видимо, не от большого ума громко заявляет: «Я закрыл выставку!» Так что его чувства меня не очень интересуют.

Ситуация с закрытыми выставками – далеко не первый острый момент вашей творческой биографии. Вы, наверное, давно были морально готовы к тому, что когда-то вашу деятельность вот так прекратят?

Вообще, я сам думал о том, чтобы уйти. Но меня все-таки беспокоит судьба музея. Я отдал ему много времени и сил, мы собрали неплохую коллекцию, поэтому больше всего меня сейчас волнует этот вопрос – кто будет моим преемником. Будет ли это человек, который сможет продолжать это дело, или это будет похоронная команда? Поверьте мне, что это не просто должность – это дело, личностный проект. И я думаю, смогут ли найти профессионального человека, который возглавит музей, ведь в условиях цензуры не так много желающих работать. Мне кажется, это будет фиаско, хотя я бы очень хотел, чтобы была какая-то яркая личность. В этой ситуации я надеюсь на творческий потенциал самих пермяков, который существует. Я думаю, они вряд ли смирятся с такой ситуацией. Думаю, будет развиваться какой-то сюжет: то, что произошло сегодня, – это не точка, а запятая.

По запросу депутата Вадима Чебыкина пройдет финансовая проверка фестиваля «Белые ночи». На чем строятся обвинения в необоснованных тратах и справедливы ли они?

Депутат Чебыкин насылает уже третью проверку на нас, а всего за последний год музей прошел семь проверок. На нас слали проверки многие любители этим заниматься. Все обвинения основаны лишь на предположениях, что человек мотивирован только деньгами. Они живут в таком простом мире, в котором отсутствуют амбиции и творческий поиск, а есть только деньги. Они думают, что если Гельман забросил свои дела и занялся музеем, значит, там что-то нечисто. Что касается музея, то там все прозрачно. Что касается «Белых ночей», то я занимался идеологией, содержанием – не финансами. Может быть, они этого еще не обнаружили, но председатель правительства Пермского края был председателем оргкомитета фестиваля и решал все финансовые вопросы, а не я. Все это простая попытка сбить с толку журналистов, не более.

«Белые Ночи» продолжатся, но губернатор призвал развивать фестиваль «в соответствии с местными культурными условиями». Как вы видите перспективы такого развития?

Хотел бы сказать, что, безусловно, на Гельмане свет клином не сошелся. Фестиваль могут делать и другие люди, и могут делать лучше. Но в одном Басаргин (новый губернатор Пермского края – «РР») ошибается. Ни один город – ни Москва, ни Лондон – не может организовать творческую жизнь только за счет собственных ресурсов. Культурная жизнь и культурный обмен – это почти тождество. Вы живете в Москве и хотите слушать скандинавскую музыку, смотреть китайское искусство. Представьте, что вы пришли в книжный магазин, а там только книги пермских писателей. А вы хотите купить «Гарри Поттера». Вам говорят: «Подождите-подождите, автор же не пермская девушка, у нее другая прописка. А у нас  магазин только пермских писателей». Естественно, такой магазин не нужен никому.
 

См. также:

Неполиткорректная сказка. В Красноярске поймали банду поэтов-экстремистов

Верните мораль народу. У нас в стране все время кого-нибудь судят, причем за редкими исключениями «по всей строгости», то есть вынося обвинительные приговоры с большими сроками. И вот снова целая куча резонансных процессов. Ощущения гадкие

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Google volgar1940@gmail.com 21 июня 2013
до чего ж отвратная харя! За версту видно, что извращенец. Какие ему на хрен выставки - гнать в шею из страны. Такие только разлагают молодняк, втягивая их во всякое дерьмо, милое их гнилым душонкам
Собака Собака 21 июня 2013
идите помолитесь господу, авось, он что-нибудь сделает:/
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение