--

Майор в камере

Топ-5 постсоветских фильмов о милиции, точнее полиции

8 августа в прокат вышел «Майор» Юрия Быкова – психологическая трагедия внезапно одумавшегося «оборотня в погонах», сбившего на зимней дороге ребенка. Типичная для нового российского кино картина морального разложения правоохранительных органов решена у Быкова в несколько условной поэтике назидательной сказки. Удивленный психологическим портретом майора, списанным Быковым то ли с Макбета, то ли с Гамлета, «РР-Онлайн» вспоминает, какой вообще видит милицию наше кино.

Алена Сойко поделиться:
9 августа 2013
размер текста: aaa

1 Милиционер-маньяк («Груз 200» Алексея Балабанова, 2007)

Капитан милиции Журов, человек с лицом нетопыря и ухватками Чикатило, похищает 16-летнюю дочь секретаря райкома, держит прикованной к кровати в страшной панельной многоэтажке, насилует бутылкой, а в ответ на вопли жертвы: «У меня жених – десантник», – вываливает на кровать труп этого самого жениха – «груз 200», только что прибывший военным транспортом из Афганистана. Эта кавалькада зверств, эскалация патологии и милицейского произвола (Журов – далеко не единственный тут антигерой в форме) рисует самый страшный портрет мента из существующих в русском кино. Социально-политическая аллегория Балабанова с гипертрофированным до гротеска натурализмом показывает, каким уродливым миром был Советский Союз, за реабилитацию которого как раз в это время взялась российская власть.

Дополнительный ужас фигуре Журова придавало то очевидное для всех зрителей обстоятельство, что он не такая уж ушедшая натура – современные нам персонажи фильма «Кремень» отличаются от инфернального капитана разве что дизайном кокарды.

2 Милиционер-дегенерат («Кремень» Алексея Мизгирева, 2007)

В Москве – коррупция и насилие, единственная власть здесь – ментовская. Это мгновенно понимает дембель Антон, приехавший в столицу к подруге по переписке. Начав службу под руководством сержанта Чахлова, типичного живоглота, крышующего все – от автосервисов до борделей, Антон оказывается неспособным учеником. Единственная максима, твердо засевшая в стриженой голове антигероя: «Твердость – не тупость». Детсадовские представления о чести, умноженные на крайний цинизм окружения, дают странный результат – с одинаковой безжалостностью Антон наказывает и спасает (режиссер Мизгирев делает его то реалистичным героем криминальной сводки, то идиотом-романтиком – линия, позаимствованная из «Таксиста» Мартина Скорсезе). Неспособный отличить добро от зла, мальчик-кремень с настойчивостью имбецила пробивает себе путь в злой столичной жизни, своей удачной карьерой наглядно иллюстрируя понятие «отрицательный отбор».

3 Бяка-милиционер («Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, 2009)

Сумасшедший пенсионер-москвич и его вполне вменяемый помощник-приживала белорус Евгений ведут позиционную войну с мрачным участковым Годеевым. Но злобный враг рода человеческого по-своему несчастен: для сослуживцев он – дурно пахнущий невидимка, для жены – угрюмый сыч, для зрителей – безнадежный параноик, боящийся увольнения со службы и галлюцинирующий на ходу. Кажется, его и вправду следует уволить, но все отделение милиции здесь – галерея таких же безликих и аморфных хранителей правопорядка. Отстранение одного из них ничего не изменит. Кульминация фильма, в которой отчаявшийся старик бросается на милиционера с резиновой трубочкой, печальна не только фатальным концом. Эта никчемная трубочка – символ ничтожности и бессмысленности любых средств самозащиты от милиции, доступных простому человеку.

4 Милиционер-женщина («Сказка про темноту» Николая Хомерики, 2009)

Фильм Хомерики словно вырос из расхожего выражения «в милиции тоже бывают хорошие люди». Героиня Алисы Хазановой – младший лейтенант Геля – работает в детской комнате милиции. Геля искренне пытается помочь неблагополучным детям, но терпит поражение, причем по всем фронтам. Подопечный обзывает ее «старой сухой пи…юлиной», что, в общем-то, правда: личная жизнь младшего лейтенанта катастрофически неустроенна, как, наверное, и у большинства женщин в российской провинции. Коллеги Гели – упырь на упыре, главный из которых – Димыч, объект необъяснимого романтического интереса героини, руководствуется в отношениях правилом «сначала дай – потом залупайся». А искать любви на стороне милиционеру трудно. Хомерики в красках рисует картину общественной неприязни к человеку в форме: кавалер-кавказец сбегает от Гели, едва завидев знаки отличия, одноклассники на пьяной вечеринке устраивают ей игру «Купание мента»… В общем, сложно быть женщиной в России. Особенно, если ты милиционер.

5 Чувствительный милиционер («Чувствительный милиционер» Киры Муратовой, 1992)

Фантастический фильм-исключение, только подчеркивающий общее тягостное впечатление от других милицейских портретов. Милиционер Толя нашел младенца прямо в капусте. В отделении находку запротоколировали, назвали Наташей и отправили в дом ребенка. Промучившись несколько дней непривычным чувством прекрасного (как-то сразу стал он душевнее и внимательнее), решил Толя ребенка удочерить.

По словам самой Муратовой, «Чувствительный милиционер» – сказка. Благожелательная, без подвоха. Внезапно милиционер начинает понимать, что весь проникнут искренней и нежной любовью не только к жене и найденышу, но и «к каждой травинке, кустику и трещинке на кустике». Одним словом, небывальщина.


См. также:

Олигархи на вертолетах. Дневник документального проекта "Реальность"

«Им не нужны любовь и свобода, им нужны койки в больницах». Главный иранский режиссер в изгнании Мохсен Махмальбаф – о цензуре, зависти и стариках

Полицейская вендетта. Полиция устроила показательную чистку рынков после нападения на сотрудника МВД

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение