И меньше суток длится год и другие новости

29 августа 2013

Астрономы Массачусетского технологического института, изучая архивные данные телескопа «Кеплер», обнаружили экзопланету, год на которой длится восемь с половиной часов: за это время она делает полный оборот вокруг своей звезды. Планета, названная Kepler 78b, находится на расстоянии 700 световых лет от Земли. Она вращается невероятно близко к своей звезде — радиус ее орбиты всего в три раза превышает радиус самой звезды (это в 40 раз ближе, чем орбита Меркурия). Жизнь на этой планете, увы, невозможна: она постоянно обращена к звезде одной стороной, покрытой неостывающей лавой, температура которой около 3000°. (1)

Кто из птиц оказался умнее

Биологи из МГУ провели сравнительное исследование интеллекта серых ворон, синиц, клестов и сов (бородатой неясыти). Птицам показывали приманку, подвешенную на нитку. Чтобы достать еду, необходимо было проявить интеллект: найти правильную нить и преодолеть другие сложности. Клесты и синицы, обладающие сравнительно примитивным мозгом, просто тянули ближайшую к приманке нить, а вороны оказались способны разобраться в логике задачи и решить ее.

Сова тоже не поняла, что к чему, хотя от нее ожидали большей сообразительности, ведь ее мозг по сложности почти не уступает мозгу вороны. Но ученые не спешат делать выводы об интеллекте сов — в этом эксперименте он исследовался впервые в мире. (2)

Сознательность можно измерить

В ряде случаев по внешним признакам невозможно понять, находится ли пациент с поврежденным мозгом в коме или осознает происходящее, но не может сообщить об этом, поскольку потерял доступ к управлению телом. Итальянские нейробиологи придумали, как объективно оценить наличие сознания, не используя поведенческие тесты вроде реакции зрачка на свет.

Открытие основано на предположении, что в состоянии ясного сознания разные участки мозга активно взаимодействуют друг с другом, а возбуждение, возникшее в одной области, легко передается другим. Новый метод измерения уровня сознания состоит в том, что мозг пациента подвергается стимуляции магнитным импульсом (транскраниальной магнитной стимуляции), реакция мозга на импульс измеряется энцефалографом, а компьютер, проанализировав ее, выдает «коэффициент сознательности» пациента. (3)

Сердце для мыши вырастили из человеческих клеток

Сегодня заболевания сердца — главная причина смерти людей. Чтобы лечить их, ученым необходимо научиться выращивать сердечную ткань для «заплаток» и сердце целиком из клеток человека, для которого оно предназначено. Биологам из Школы медицины при Питтсбургском университете удалось сделать важнейший шаг на этом пути — добиться полного восстановления функций сердца мыши, все клетки которого были заменены человеческими плюрипотентными стволовыми клетками.

Сердце мыши сначала превратили в бесклеточный матрикс из соединительной ткани, а потом заселили эту матрицу клетками, взятыми из кожи человека и перепрограммированными в плюрипотентные стволовые клетки, способные превратиться в клетки разной специализации. Под влиянием матрикса они стали клетками сердечно-сосудистой ткани. Спустя 20 дней после заселения матрикса клетками мышиное сердце полностью восстановилось и начало сокращаться. (4)

Источники: (1) Roberto Sanchis-Ojeda et al. // The Astrophysical Journal.August, 16, 2013; (2) Т.А. Обозова и др. // Зоологический журнал. 2013. Т. 92. № 6; (3) Adenauer G. Casali1 et al. // Sci Transl Med. August, 14, 2013; (4) Tung-Ying Lu et al. // Nature Communications. August, 13, 2013.

Ерохин Дмитрий 30 августа 2013
Это что, мой прадед рассказал, что у него ворона пыталась солить помидоры наблюдая за ним. Накидала лапой в банку несколько помидоров, причем помидоры превратились в кашу,ходит вокруг прадеда и смотрит, что нужно делать дальше. Прадед крошит укроп ножом. Ворона клювом берет большую "укропину" с зонтиком и бросает его в банку. Зонтик торчит из банки, тогда ворона подошла и стала лапой трамбовать укроп в банку.