Межзвездный ветер подул в другую сторону и другие новости

12 сентября 2013

Солнечная система путешествует по галактике через облака межзвездного газа, состоящего в основном из водорода с примесью других элементов и заряженных частиц. То облако, в котором мы сейчас находимся, называют Местным межзвездным облаком, и его следы наблюдают непосредственно уже сорок лет. Астрофизики изучили, откуда в Солнечную систему прилетает гелий, для чего обобщили данные, полученные на 11 космических аппаратах с 70-х годов прошлого века.

Оказалось, что за эти годы межзвездный ветер переменил направление на 4–9 градусов. Такое изменение может объясняться как локальной турбулентностью в облаке, так и долгосрочными процессами. Глобальные изменения, говорят астрономы, нам ни к чему: может нарушиться стабильность гелиосферы и усилиться бомбардировка заряженными галактическими частицами. А это опасно для жизни на Земле. (1)

Нашли древний мегавулкан

Самый крупный вулкан Земли обнаружили геофизики. Он расположен под водой на возвышенности Шацкого (север Тихого океана). По размеру — около 650 км в поперечнике, площадь около 300 тыс. кв. км — он конкурирует с крупнейшим вулканом Солнечной системы — Олимпом на Марсе. Правда, наш не вышел ростом: всего 4 км в высоту, тогда как Олимп достигает 25 км. Как и марсианский, наш давно уже не извергается, он молчит больше 140 млн лет. Вулкан назвали Таму, это акроним от Texas A&M University. (2)

Оттаяли и засолились

Химический состав 201 якутского озера исследовала международная группа экологов, в составе которой были и несколько российских специалистов. Выяснилось, что тундровые озера гораздо более пресные, чем те, которые расположены в лиственничных лесах. Озера и там и там образуются за счет таяния вечной мерзлоты, но в тайге, полагают ученые, вода гораздо сильнее испаряется кронами деревьев, отчего повышается соленость того, что остается в почве. Одним из следствий этого является слабый ответ лесных почвенных экосистем на потепление климата: больше тает, но и больше испаряется, а в целом все остается по-прежнему. (3)

Молодеют в играх

Видеоигру, улучшающую работу стареющего мозга, придумали американские нейрофизиологи. Игра называется NeuroRacer («Нейрогонщик») и содержит две задачи, которые нужно выполнять одновременно. Во-первых, на экране компьютера появляются различные фигуры, и в ответ на появление одной из них, например синего кружочка, нужно нажать кнопку мышки. Во-вторых, с помощью джойстика нужно вести виртуальный автомобиль по сложной трассе.

Испытуемых в возрасте от 20 до 79 лет тренировали в течение месяца несколько раз в неделю, постепенно усложняя задачи. По окончании программы обучения пожилые люди лучше справлялись с заданием, чем нетренированная молодежь. Дополнительные тесты показали, что у них также улучшились память и внимание, и эти навыки сохранялись по меньшей мере полгода после завершения тренинга. (4)

Источники: (1) СFrisch et al. // Science. No. 341 (6150). September 6, 2013. P. 1080–1082. (2) Sager W. W. et al. // Nature Geoscience. Published online. September 8, 2013. (3) Herzschuh U. et al. // Nature Communications. Vol. 4. No. 2408. September 5, 2013. (4) Anguera J. A. et al. // Nature. No. 501. September 5, 2013 P. 97–101.