--

Я и оно

Как остаться живым в обычной сетевой кофейне

Месяц я носила фартук официантки, пытаясь постичь сущность кофейного бытия. Хорошего сотрудника из меня не получилось: я не смогла смотреть порно, улыбаться менеджеру, грубить охраннику, подчиняться указаниям и крутить салфетки. Зато мне открылись тайные знания — я поняла, почему в России практически нет хороших официантов. Ответ простой и неожиданный: потому что люди точно следуют правилам.

Аксинья Ремизова
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

3 октября 2013, №39 (317)
размер текста: aaa

— У вас есть медкнижка?

— Нет.

— А диплом об образовании?

— Только школьный аттестат, — честно вру я.

— А хотя бы трудовая?

— Говорю же: кроме аттестата ничего.

Брюнетка, принимающая меня на работу, вздыхает, но ведет оформляться. Как Алию и Зураба, которые были в очереди передо мной. У них точно такой же набор документов.


***

 В девять утра на рабочем месте. Кофейня уютная, стены шоколадного цвета, звучит джаз, люди едят и пьют, сидя в коричневых кожаных креслах. Пахнет кофе, молочным улуном, карамелью, медом.

Пройдя три огромных зала для гостей, оказываюсь в подсобке. Здесь воняет потом и гнилью. Голос Жанны Фриске сменяет песня о том, как кто-то мечтает кого-то трахнуть. Комнаты для персонала — это спичечные коробки, набитые хозяйственными и личными вещами сотрудников. Кухня кофейни — маленькая пятиметровая комната. Тут помещаются четыре микроволновки, холодильник, шкафы, две раковины, три повара, а также стол и стулья. Эти стулья — об этом я скоро узнаю — будут единственным местом, где можно отдохнуть и поесть пару раз по 15 минут.

Долговязый менеджер Женя ведет меня перевоплощаться в официантку. Порывшись в железном шкафчике, он выдал мне мужскую рубашку с просвечивающей под мышками тканью и впечатляющим запахом пота, а еще огромный фартук. Я брезгую брать это в руки.


Через три дня я перевидала в трусах уже весь мужской персонал и часть женского. Мужчины отчего-то очень гордятся своим обнаженным телом и запахом, которое оно источает.


Женя ухмыляется:

— А что это ты так на форму смотришь? Это не тряпка половая, все официанты в таком ходят. Ты вообще радоваться должна: рубашка по размеру не каждому достается.

Переодеваюсь, а менеджер вводит меня в курс дела и рассказывает местные законы.

— У нас тут хороший коллектив, прямо как в «Доме-2», все про всех все знают: кто с кем, кто гад, кто сволочь, но в принципе мы все друг друга уважаем. У нас не соскучишься. Вот только о субординации не забывай: я люблю характер проявить, но ты не обращай внимания, помалкивай.

Выходить из кофейни обслуживающему персоналу на протяжении рабочего дня нельзя. Зато есть помещение для курения, которое по совместительству является местом для сбора мусора.


***

Чтобы стать настоящей официанткой, мало выучить меню, еще нужно знать пять блоков правил хорошего обслуживания. Они развешаны везде: на кухне, в туалете, у стейшенов.

— Ты должна их знать наизусть! Хоть ночью разбуди! — орет долговязый менеджер.


Первый блок правил

Приветствуй гостей с улыбкой.

Моя задача на сегодня стоять у входа и говорить: «Здравствуйте, здесь зал для некурящих, далее зал для курящих». От скуки я считала, сколько раз произнесла эту фразу. Получилось 153 раза полностью и 52 — только первую часть: многие меня не слушали и проходили мимо.

Гости приходят красивые, а я стою в грязной, рваной, вонючей форме с собранными в тугую косу волосами.

Так прошло четыре совершенно одинаковых дня.

Предложи варианты посадки.

Через три дня я перевидала в трусах уже весь мужской персонал и часть женского. Мужчины отчего-то очень гордятся своим обнаженным телом и запахом, которое оно источает. Обычно они делают это вслух.

— Нет же, посмотри, что отворачиваешься?!

— Смотрите, она стесняется! Ой, а мы тоже стесняемся.

— Что, ты теперь ждать будешь, пока мы все оденемся?

Эти молодые люди в зале с гостями ведут себя в высшей степени скромно, желают приятного аппетита и стеснительно опускают глаза.


— А если ты что-то сделаешь не по правилам, уволю, — пугает менеджер. — Для проверки у нас есть специальный гость. Это такой человек, которого ты ни в жизнь не вычислишь.


Принести меню в открытом виде на странице со спецпредложением.

— Почему ты опоздала? — орет с утра менеджер.

— Проспала.

— Ты делаешь это систематически, ты больше не должна опаздывать, я же говорил, что за это бывает.

— Говорили, я постараюсь больше так не делать.

— Что значит «постараюсь»? Пообещай.

— Я постараюсь, но ничего точно сказать не смогу.

— Иди переодевайся!

После очередного опоздания администратор говорит, что будет вычитать по 50 рублей из причитающихся мне 150 рублей в день за каждое опоздание, — ну и замечательно, теперь я могу опаздывать хоть на час, все равно из зарплаты вычитают одну и ту же сумму!

Интересно, из своей зарплаты он тоже вычитает, когда опаздывает? А делает он это так же часто, как и я.


Второй блок правил

Помоги выбрать блюдо и напитки.

Запиши заказ в блокнот, уточни последовательность подачи.

Ответь на вопросы гостя.

Я дежурю у стейшена, за ближайшим ко мне столиком сидят подростки лет шестнадцати, две девочки и мальчик. Я стараюсь на них не смотреть. Не получается. Они громко обсуждают какого-то Диму и какую-то Машу. Я меняю им пепельницы каждые 20 минут — они много курят, матерятся. Неожиданно их внимание переключается на меня, и тут моя улыбка сползает. Теперь они уже не кричат, а шепчут друг другу на ухо и смотрят на меня. Я подхожу и спрашиваю, хотели бы они чего-нибудь. Они смеются:

— Девушка, а мыться вы не пробовали?

Повтори заказ гостя вслух.

Несмотря на это, мне нравится общаться с гостями, но не на тему их заказа. Реакция менеджера, к сожалению, на это всегда одинаковая:

— Что хотели? Почему ты так долго с ними говорила? Ты помнишь правила? Расскажи!

И я послушно бубню себе под нос. Если честно, через десять дней работы говорить с гостями хочется реже, только с самыми улыбчивыми.

— А если ты что-то сделаешь не по правилам, уволю, — пугает менеджер. — Для проверки у нас есть специальный гость. Это такой человек, которого ты ни в жизнь не вычислишь. Он следит, точно ли ты следуешь пунктам правил. О результатах сообщают мне. А ты уже поняла, что я тогда с тобой сделаю.

Поблагодари гостей за заказ.

Мне кажется, что я не волнуюсь, но руки все равно трясутся, когда несу поднос. Горячий кофе я так ни на кого и не пролила, зато несколько раз при попытке поменять пепельницу высыпала ее содержимое на колени гостям.


Третий блок правил

Пробей заказ на кассе, соблюдая последовательность и особенности подачи.

Визуально на раздаче проконтролируй правильность приготовленного заказа.

Подай заказ, соблюдая последовательность.

Ушла в туалет, вернулась. На меня орет официантка Айжан:

— Почему ты ушла без разрешения?

Оказалось, поесть и сходить в туалет без разрешения товарища по работе я не могу. Она стоит и орет на меня, а я молчу. Я стажер, я помню о субординации. Менеджер смотрит на нас и улыбается — ждет, что сорвусь.

Официантка просит помочь убрать грязную посуду со столиков. Я убираю, и тут она снова начинает орать:

— Еще раз увижу, что ты несешь посуду без подноса, — убью.

При подаче гостям презентуй блюдо («Пожалуйста, ваш…»).


— Я плохая, куда мне к вам хорошим в ваш коллектив… Гоните меня, суку такую, которая опаздывает из-за того, что электричка не пришла. Гадину гоните прочь — нарожала детей, лучше бы аборты делала, может, богаче бы стала.


Стою, злюсь, кручу салфетки. Подходит охранник Миша и начинает мне помогать. Миша — двухметровый кудрявый мужчина лет сорока шести, он часто говорит мне, что я похожа на его дочь. Стоим, вместе крутим.

Айжан это явно раздражает, она подходит и пугает Мишу:

— Придет менеджер, оштрафует!

— За что? Она не имеет права, она не мое начальство.

— Теперь имеет.

Охранник не бросает свое занятие, но как-то все же ускоряется, потом бьет по столу рукой и уходит в другой зал. У Миши на Урале участок земли, дом, семья. Он мечтает накопить денег на корову и подарить ее жене. Ему на земле работать хочется, а он здесь от безделья по столам лупит — потому что за это больше платят.

— Убери посуду с пятого столика, — командует Айжан. Я убираю и о подносе не забываю.

Пожелай приятного аппетита.

Сама я настоящей официанткой стану, скорее всего, не скоро. Чтобы в нее превратиться, нужно выучить специальное меню, кроме наименований еще состав и способ приготовления. Например, нужно помнить, что в капучино с белым шоколадом нужно добавить 140 мл молока, в капучино с молочным шоколадом — 110 мл молока. И никак иначе.

Будь всегда в поле видимости гостей.

Захожу очередной раз в любимую раздевалку, там женщина тучная, дебелая, с грустным выражением лица стаскивает с себя колготки. Здороваюсь, протискиваюсь мимо нее и стягиваю с себя водолазку. Женщина, не обращая на меня внимания:

— Я плохая, куда мне к вам хорошим в ваш коллектив… Гоните меня, суку такую, которая опаздывает из-за того, что электричка не пришла. Гадину гоните прочь — нарожала детей, лучше бы аборты делала, может, богаче бы стала. Не подхожу я вам, хорошим, опаздываю, воняю, гоните дуру, дрянь такую…

Женщина не плачет, а как бы монотонно причитает. Не знаю, что сказать, а она все говорит, не смотрит на меня и говорит одно и то же.

Позже встречаю ее у раковины — она посудомойка. Женщина плачет и ругает себя. Полная раковина посуды. В зале не хватает приборов и пепельниц. Злая администратор Маша, черноокая блондинка, стоит рядом с ней и говорит, чтобы посудомойка не нервничала, успокаивает. Женщина начинает мыть, но все равно плачет. Мне становится стыдно за все мое нытье и жалобы.

Посудомойка идет по залу для курящих. На ее ногах вместо обуви синий и красный полиэтиленовые пакеты.

— Наша красавица идет, посмотри на нее, — говорит официант Фурхат.

Я захожу за ней в хозпомещение и слышу, как менеджер спрашивает женщину, почему у нее на ногах пакеты.

— Вы сказали, что моя обувь воняет, так я выкинула ее, а на новую денег нет.

Потом, уже на кухне рядом с раковиной, я слышу, как она говорит сама с собой:

— Ну ничего, все равно выполню то, что задумала, помогу дочке выплатить кредит, я заработаю, я заработаю, я заработаю… Как эти нелюди могут меня штрафовать? Я такая: что запланирую — выполню.

Предложи повторить напитки, десерты.

Как я поняла, сегодня ей выдали зарплату. Прервав диалог с собой, она смотрит на меня и спрашивает:

— Ну как тебе нравится? Надеюсь, ты вольешься в наш дружный коллектив. И располагающе улыбается.


Четвертый блок правил

Перед расчетом спроси гостя о наличии скидки.

— Я уже год здесь. Большинство поработает два дня и уходит. А ты здесь надолго? — интересуется светлоокая официанта Света.

Отвечаю:

— Ну уж не на два дня, — хотя очень хочется взять и уйти в эту же секунду.

— Москвичи тут надолго не задерживаются. Ты хотя бы слышала такое слово — заработки? — с презрением спрашивает Света.

Да, очень может быть, но после того как отработаешь с восьми до восьми в зале для курящих, глаза слезятся, ноги болят точно так же, как у замкадышей. До середины рабочего дня улыбаюсь честно, потом старательно натягиваю улыбку.

Принеси счет по первой просьбе гостя в течение двух минут.

Где-то в обед мне становится плохо: душно, голова закружилась, захотелось выйти на свежий воздух. Меня останавливает официантка Света:

— Ты что, нам нельзя выходить!


По местным неписаным законам уволившийся из кофейни не может прийти в нее как гость, заказать еду. Поэтому время до встречи с директором, чтобы обсудить мое увольнение, я провожу в соседней кофейне.


Конец рабочего дня. Вместе со Светой выхожу из кофейни. Мы какое-то время идем вместе, потом расстаемся. Она улыбается, говоря мне «пока», и дежурно улыбается, а я нет — хотя бы вне работы не хочу врать.

Притом что я двенадцать часов работала с людьми, в пустую квартиру ехать не хочется. Хочется, чтобы с тобой разговаривали, обнимали, хочется почувствовать себя осязаемой. Иногда кажется, что я дух, который разносит тарелки и говорит: «Пожалуйста, ваше меню».

Ночью почти нет гостей, но у меня другая задача: нужно протереть все стеклянные стеллажи и посуду в них, протереть все столы, стулья, кресла и диваны и натереть до блеска салфетницы во всех трех залах. Если все это я успею до шести, у меня останется целый час на сон — с шести до семи утра кофейня закрыта. А еще я должна поднять стулья на столы, чтобы уборщица могла вымыть пол. Нас, официантов, всего двое: я и Денис.

Денис из благих побуждений мне не помогает.

— Ты должна всему научиться, потому что скоро будешь работать одна и тебе не у кого будет спросить.

Принеси после расчета фискальный чек и сдачу.

Денис развлекает меня беседой.

Рассказывает, что снять трехкомнатную квартиру в центре города, где он родился, можно за пять тысяч и что у него есть мечта, ради которой он здесь работает.

— У нас десять тысяч — это очень приличная зарплата. У нас не так, как у вас: деньги сложнее даются. А у меня есть мечта, понимаешь? Да ничего ты не понимаешь.

В восемь утра я ухожу из кофейни, но в восемь вечера опять здесь. Днем поспать не успела, получается, что пошли вторые сутки, как я не сплю. Спать пока не хочется, и я встречаю гостей, принимаю заказы, протираю столы.

Ночью со мной остается работать Фурхат. Невысокий узбекский юноша с большими черными глазами и пушистыми девичьими ресницами.

— Сегодня тебе придется потрудиться, — говорит он мне, и уволиться хочется сразу, потому что перед этим в раздевалке мы с ним повздорили и под его начальственной рукой мне, видимо, придется протереть, отчистить и отполировать всю кофейню. И я тружусь — это все же веселее, чем ничего не делать.

Фурхат рад, он советует, где мне протереть потщательнее. А потом предлагает пойти вместе поесть. Есть он идет один — лучше я буду стулья поднимать, чем есть с ним за одним столом.

Три часа ночи. Я убираю грязную посуду, одна кружка падает, потом блюдце, потом с грохотом посыпались столовые приборы. Уборщица смотрит на меня с осуждением, а я хочу спать. Очень хочу. Убрав посуду, встаю у барной стойки, Фурик начинает рассказывать, какой у них замечательный коллектив и как я должна стараться ему соответствовать.

— У нас вот, например, стажеров работой не нагружают.

Я со злостью смотрю ему в глаза, почесывая покрасневшие от моющего средства руки.

«Я работаю в замечательном коллективе», — повторяю я как мантру, так делают остальные, и надеюсь, мне это тоже поможет. Но не помогает: ноги подкашиваются, голова кружится… Кончается все обмороком. Официант ловит меня, не дает упасть на кафельный пол, приводит в чувство и отправляет спать на диванчик в зал для курящих. Я сжимаюсь в комок в углу большого кожаного дивана.

— Что, днем не поспала? У меня тоже такое было. Конечно, в обморок не падал, но очень плохо было, даже тошнило.

Добрый официант укрывает меня пледом, предназначенным для гостей, и я засыпаю.

Снится мне, что у моих коллег — Фурхата, Светы, Жени — стерлись лица. Они обслуживают посетителей, а у самих туго натянутая кожа на месте носа и глаз и только прорезь для рта, чтобы уточнять заказ.

А ведь действительно, в подобных заведениях лица официантов не запоминаешь, помнишь, что ел или пил, насколько быстро принесли заказ, особенно если голоден, а человека, который принес еду, не помнишь.

Просыпаюсь, поднимаю голову, а за соседним столиком охранник, бармен и официант-узбек смотрят порно, между делом интересуясь, как я себя чувствую.


Пятый и последний блок правил

Улыбаясь, простись с гостями.

По местным неписаным законам уволившийся из кофейни не может прийти в нее как гость, заказать еду. Поэтому время до встречи с директором, чтобы обсудить мое увольнение, я провожу в соседней кофейне.

Ко мне подходит девушка-официант с пятном от протекшей шариковой ручки на фартуке, подает меню, говорит: «Пожалуйста». Я, опустив глаза в пол, говорю: «Спасибо». Когда ухожу, оставляю чаевые, не могу не оставить — сразу вспоминаются осуждающие разговоры замученных официантов-стажеров в курилке. Например, любимая фраза Айжан: «Вот гады, буржуи чертовы, денег им жалко! А мне им за сто пятьдесят рублей в день улыбаться не жалко, что ли?»

Предложи гостям снова посетить кофейню.
 

См. также:

Несвободная касса. Как корреспондент «РР» учился в Америке корпоративному труду

Пельмень патриотизма. Пять дней работы «под прикрытием» в столовой металлургического комбината

Лепестки и люди. Что нового можно узнать о человеческой любви за три дня работы в цветочном салоне

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Borisova Elena 25 октября 2013
Я поражаюсь! Люди, о чем вы? Унижение человека человеком, по-моему никак не входит в понятие "работать, чтобы зарабатывать". Это аномалия, характерная, к сожалению, для нашей действительности. Автор, конечно, немного утрирует, но это не антропологическое исследование, а журналистика, контраст очень показательный и используется для того, чтобы привлечь внимание к проблеме - не стоит этого забывать!

У меня тоже есть подобный опыт. Хочу сказать, что самое ужасное в этой ситуации не вонючая форма и не капризные гости, а отношение коллег. У нас, в целом, был неплохой коллектив. Но в некоторые моменты мне просто хотелось послать всех, развернуться и уйти. Когда администратор отчитывает меня за то, что я неправильно свернула салфетки (не потому что это действительно так, а потому что она ночью с мужем разругалась), я стояла и думала "что я здесь делаю? интеллигентный, вежливый и спокойный человек с высшим образованием, со знанием нескольких языков, в то время как меня отчитывает какая-то тетка, приехавшая "покорять столицу" из Мухосранска с 9 классами образования.

Любят наши людишки, облеченные мелкой властью унижать всех кого ни попадя. Это НЕ НОРМАЛЬНО независимо от сферы деятельности и физической "тяжести" работы.
R Daria 19 октября 2013
Если бы меня попросили рассказать, как я ощущала себя в Кофе-Хауз , я бы дала почитать эту статью!)
Читала и умилялась, такое вниманием к деталям! Я думала, только в моей кофейне такой коллектив.. и такое количество иностранных имен и смешная истеричная администраторша, и удивительно робкие, добрые и работящие посудомощицы и повора..
Спасибо автору, что окунулся именно в эту сеть и увидел то же, что и я.
R Daria 19 октября 2013
Если бы меня попросили рассказать, как я ощущала себя в Кофе-Хауз , я бы дала почитать эту статью!)
Читала и умилялась, такое вниманием к деталям! Я думала, только в моей кофейне такой коллектив.. и такое количество иностранных имен и смешная истеричная администраторша, и удивительно робкие, добрые и работящие посудомощицы и повора..
Спасибо автору, что окунулся именно в эту сеть и увидел то же, что и я.
R Daria 19 октября 2013
Если бы меня попросили рассказать, как я ощущала себя в Кофе-Хауз , я бы дала почитать эту статью!)
Читала и умилялась, такое вниманием к деталям! Я думала, только в моей кофейне такой коллектив.. и такое количество иностранных имен и смешная истеричная администраторша, и удивительно робкие, добрые и работящие посудомощицы и повора..
Спасибо автору, что окунулся именно в эту сеть и увидел то же, что и я.
R Daria 19 октября 2013
Повааааар R Daria:
Google danvolodar@gmail.com 18 октября 2013
Автор обнаруживает, что для того, чтобы зарабатывать, нужно работать, оказывается! Страшно представить, какие откровения ждали бы ее, если бы она не она не халдеем решила побыть, а металлом бы дышала перед домной, или на стройке стенки валила кувалдой.

Я не работал авиациантом, но пара компаний, где я подвизался сисадмином, включала рестораны. Так вот - мне весьма удивительно, что автора не попросили на выход на второй же день, учитывая неумение выполнять простейшую работу (вы бы второй раз пришли в кофейню, где на вас просыпали содержимое пепельницы?), неспособность запомнить простейшие правила ("посуду убирать только на подносе" - это что, бином Ньютона?) и соблюдать трудовой распорядок. А главное - нежелание что-либо изменить в этой ситуации и абсолютное нежелание работать ("ах, они посмели попросить меня протереть подставки для салфеток!").

В связи с описанным возникает пара вопросов - а что, кровать за автора тоже мама заправляла? А жить-то как автор планирует, при таких данных?
Google krylec351@gmail.com 10 октября 2013
После прочтения репортажа на душе остался странный и не очень приятный осадок. Осадок состоящий из вороха сухих сумасбродных слов, которые авторов подобно песку швыряет в читателя. Но всё рассыпается на пол пути...
Однако не долетает, а точнее не попадает, только часть текста, к сожалению. По-видимому, товарищ журналист заметил это и решил свой «песочек» смочить хорошеньким поток ненависти, презрения и жалости к самому себе. А как мы все знаем, результат такой смеси – грязь. Ох, уж она то точно долетела. Я, как более-менее подготовленный читатель, смог увернутся пару раз, но и получить свою «порцию» смог. А что и говорить о женщине, которая сидела рядом со мной в метро и решила заглянуть на белые страница «РР», пока я их читал… Для неё этот поток оказался на столько сильным, что она чуть не захлебнулась в грязи. И мы всем вагоном её «откачивали». Я понимаю, что объективности не существует, но не стоит осуждать каждый квадратный сантиметр окружающего вас мира. Ни однин из героев не раскрыт должно. Все сделано поверхностно и «на слезу». Я знаю, что размером текста вы ограниченны, но все же…
Если у вас есть более полный текст, то я бы с радость прочитал. Вот эмейл Kry351@yandex.ru
И вопрос: А где это в Москве или Подмосковье платят 150 рублей за смену? И почему вы работали сутки, когда обычный график 12 часов, если, конечно, сам не пожелали? Либо я что-то не понял из текста, но это тоже на ваших садистских руках товарищ журналист.
Google krylec351@gmail.com 10 октября 2013
После прочтения репортажа на душе остался странный и не очень приятный осадок. Осадок состоящий из вороха сухих сумасбродных слов, которые авторов подобно песку швыряет в читателя. Но всё рассыпается на пол пути...
Однако не долетает, а точнее не попадает, только часть текста, к сожалению. По-видимому, товарищ журналист заметил это и решил свой «песочек» смочить хорошеньким поток ненависти, презрения и жалости к самому себе. А как мы все знаем, результат такой смеси – грязь. Ох, уж она то точно долетела. Я, как более-менее подготовленный читатель, смог увернутся пару раз, но и получить свою «порцию» смог. А что и говорить о женщине, которая сидела рядом со мной в метро и решила заглянуть на белые страница «РР», пока я их читал… Для неё этот поток оказался на столько сильным, что она чуть не захлебнулась в грязи. И мы всем вагоном её «откачивали». Я понимаю, что объективности не существует, но не стоит осуждать каждый квадратный сантиметр окружающего вас мира. Ни однин из героев не раскрыт должно. Все сделано поверхностно и «на слезу». Я знаю, что размером текста вы ограниченны, но все же…
Если у вас есть более полный текст, то я бы с радость прочитал. Вот эмейл Kry351@yandex.ru
И вопрос: А где это в Москве или Подмосковье платят 150 рублей за смену? И почему вы работали сутки, когда обычный график 12 часов, если, конечно, сам не пожелали? Либо я что-то не понял из текста, но это тоже на ваших садистских руках товарищ журналист.
Разные Люди 9 октября 2013
Не хочу обижать автора, да и без меня уже "отрецензировали". нелюбовь "замкадышей" к "внутримкадашам" из материала становится понятнее.
Я тоже когда-то работал официантом. Про коллектив скажу сразу, скучаю по ним до сих пор. В какой-то мере свою работу ненавидел,в какой-то обожал. Комментарием оставлю следующее(мой первый материал, как корреспондента, правки не делал. сократил только):

Жизнь глазами официанта
За свою, еще не очень длинную, жизнь я уже успел испробовать себя в разных амплуа. Признаюсь, нигде я долго не задерживался. Например, проработав ровно два дня грузчиком в супермаркете - пришел к выводу, что моя гуманитарная натура, не предназначена для такого рода деятельности.
Овладевать приходилось, конечно же, исключительно «студенческими» профессиями, так как на очном обучении другого выбора нет. А больше всего возможности подработать есть в сфере обслуживания: бармены, специалисты по вопросам абонентов, экскурсоводы, менеджеры по работе с клиентами, продавцы, консультанты, официанты… стоп. Официант, так официант.
О работе
Любая работа меняет человека. Работа официанта делает человека, как не странно более уверенным в себе. Не могу сказать почему, может потому что официант знает, что правильно нужно говорить эспресо, а не эКспресо?
Поначалу болят ноги, потом привыкаешь. Сходишь с ума от графика (с утра на учебу, после на работу, потом домой спать, а завтра опять учиться и т.д.), тоже привыкаешь.
Как же страшно, в первые дни, нести на подносе пару «башенок» тарелок и три чашки. Потом ничего - бегать начинаешь с подносами, на которых по десять килограмм посуды. Разбиваешь свой первый бокал и это трагедия, а когда разлетается на осколки десятый – философски отмечаешь, мелочность этого происшествия для всеобщего мироздания.
Если вы вдруг решили вступить в доблестные ряды официантов, знайте, что нервных, просим сразу удалиться, так как психика должна выдерживать любого гостя. Те, у кого ноги занежились лежа на диване, тоже давай, до свидания - в смену наматывать буквально километры. Ну а тот, кто думает, что работа эта легка, проста и не напряжна, жестоко ошибаются и я советую пересмотреть свои взгляды. Все остальные, могут считать себя годными для службы в общепите.
О гостях
Свой первый стол не забыть официанту. Вот насчет первого поцелуя, я точно не уверен, когда и с кем (вот такая я бесчувственная тварь), а вот столик и людей, которых я в первый раз обслуживал, никогда не забуду. До чего же интересна избирательность человеческой памяти!
Когда к тебе, еще «молодому и зеленому», приходят сразу несколько столов – начинается паника. Как все успеть?! Потом осознаешь, что это повторится, еще не раз, твоих нервных клеток не стоит. И вот он катарсис - понимание, что к таким вещам и к жизни в целом нужно относиться проще.
Нельзя привыкнуть лишь к одному. Я постоянно слышу и читаю о хамстве и ужасном обслуживании официантов, но, ни разу не слышал о невежестве гостей. А таких ведь предостаточно. Вот к ним привыкнуть нельзя. Знаете как в «Горе от ума»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но многие хотят чтобы им именно прислуживали. От них больше всего и слышно о плохих официантах. Ну а что вы еще хотели, господа, вы ведете себя как свиньи, которых научили пользоваться деньгами, а обслуживать вас должны как аристократов?
Люди, вам совет, если не хотите чтоб вас за глаза материли и подбирали к вашей личности яркие эпитеты, то ведите себя культурно. Вам ведь и в суп могут плюнуть и отбивную по полу извалять! (Ну ладно на счет супа и отбивной – шучу. Хотя… кто знает?)
Но к официантской радости, есть множество отличных гостей. Обслуживать их приятно и искренне бывает стыдно, если что-то долго несешь или сделал не так. Вот этим людям спасибо, без них в человечестве можно было бы наглухо разочароваться.
Вот еще кое-что – может не все знают. Все столы в зале поделены (в большинстве заведений) и столик рядом с вашим не обязательно обслуживает один и тот же человек, но это не значит, что вы можете обращаться лишь к своему официанту. Поэтому, если вы давно не видели того кто вас обслуживает (поверьте на это могут быть весьма веские причины), не стесняйтесь попросить другого официанта о чем бы то ни было. Но это касается, лишь «хороших» гостей, а «не очень хорошие» - сидите и ждите, вас обязательно обслужат… когда-нибудь.
Дорогие гости не надо обращаться к официанту на ТЫ, он не ваш приятель, вам же не говорят: «ТЫ, что-то выбрал?» Или, «Может ТЫ закажешь что-нибудь еще?». Это неприятно, да и простейший этикет никто не отменял.
Поймите, из-за «не очень хороших» гостей, у официанта развивается ненависть ко всему человечеству. Будьте «хорошими» гостями и в подарок вы получите улыбку и великолепное обслуживание.
Но не будем слишком углубляться
На самом деле, хочется сказать спасибо всем «хорошим» гостям. И отдельно поблагодарить всех с кем я работал.

P.S. Аксинья вам либо ну совсем не повезло с местом куда вы попали, либо... ну я уже говорил, не хочу обижать.
Yulia Lopardina 11 октября 2013
Разные Люди, вот весь комментарий в точку! И про ноги, и про сумасшедший график, и про естесственный отбор лентяев, и про гостей. Спасибо, что не пожалели времени написать!
Ашхабадский Артём 9 октября 2013
Мой старый дед, когда смотрел какой-нибудь фильм где актриса, испоняющая главную роль играла уж очень бездарно, говорил : "Это любовница режижиссёра!" Как?! Как это могло попасть в РР?!
Google j.b.doogls@gmail.com 5 октября 2013
Я какое-то время работал в этой сети, так что с одной стороны, пристрастен, с другой - могу оценить статью исходя из собственных наблюдений.
Единственная здоровая мысль - в мегаполисе в большом сетевом заведении роль личности официанта не играет такой большой роли, как в заведении более камерном. Такой эффект, конечно, есть, но он не абсолютен - зависит от официанта, места расположения кафе и т.д.

Какая-то инфернальная картинка, честное слово. Я молчу про ценность такого материала, но он даже стилистически полон страдания, муки и просто боли мира...

Фактическая часть вообще не соответствует действительности - отличный пример оплата. Почему-то ничего не сказано про чаевые, которые даже в очень приличных местах всегда составляют основную часть дохода официанта. К тому же 150рдень - это совсем миф, там сильно больше: 700-800р.

А особенно странно звучат описания благородных тружеников вроде охранника, мечтающего о корове, чистого душой, но находящегося где-то в нижу иерархии, или уборщицы, которая как герой Федора Михайловича, в приступе отчаяния твердит себе под нос что-то успокоительно-эмоциональное.

Ужас, в общем.
Циклас Юстас 4 октября 2013
приоткрылась завеса тайны, чем москвичи столько негатива заслужили у не москвичей, необоснованный снобизм и шовинизм, а по факту, текст корявый и вторичен, теперь вот и в соцсети ссылку для друзей не оставить, бездарная, никому не нуэная работа.
Google danvolodar@gmail.com 18 октября 2013
Циклас Юстас: А что, неумение работать у автора из-за географического места рождения?
Городкова Анна 4 октября 2013
Люди, которые осуждают, мне кажется, вы СЛИШКОМ серьезно отнеслись к тексту. Задача не состояла в том, что расхвалить работу обслуживающего персонала, а показать разницу между тем, что внутри кофейни и снаружи (залы я имею ввиду). Я уверена, что корреспондентка форму постирала и понимала верность правил и неверность опаздываний. У меня лично сложилось впечатление, что все опоздания специальны. Она экспериментировала, а не получала орден за труд. По крайней мере я надеюсь, что это так.
Google danvolodar@gmail.com 18 октября 2013
Городкова Анна: если бы постирала, подростки б не спрашивали, пробовала ли она мыться.
Соколова Светлана 3 октября 2013
Спасибо за репортаж. Сильно. Возможно, понравилось потому, что есть точки пересечения с моим собственным опытом. Вот только "150 рублей в день" вызывают недоумение. Ошибка?
Yandex nyao-nyao 3 октября 2013
Я когда-то тоже работала в кофейне официанткой. И не видела проблемы в том, чтобы запомнить меню и состав напитков. Наоборот, мне самой это было интересно и приятно было помочь людям разобраться, чем отличается одно от другого.

Правила, которые нужно помнить, кажутся вполне адекватными и логично, что их просят запомнить.

Про опоздания странная позиция -- вы считаете, что опаздывать на работу это нормально? Особенно на таких должностях, когда ваше опоздание означает, что всё это время кто-то вынужден делать вашу работу за двоих.

С формой тоже не очень понятно. А даже если бы вам дали совершенно новую форму, вы ее не стали бы стирать?
Дальше даже продолжать не хочется, понятно, что автор старалась вылить как можно больше негатива и найти его в любой мелочи. Ощущение такое, что барышня-крестьянка затеяла весь этот маскарад, чтобы потом брезгливо охать с подружками, как же эти черные люди отвратительно живут и плохо пахнут, фуфуфу.
Но в первую очередь ее саму очень в невыгодном свете выставляет такое отношение к людям. Простите.
Огиенко Александра 3 октября 2013
У меня только один вопрос: а почему форму то не постирала???? Неужели приятно было ходить в вонючей? И не понятно вообще о чем статья. О тяжелых буднямях официантов? Где интрига, где конфликт?
Артём Мага 3 октября 2013
А автор статьи в молодости то кем работала или сразу статьи писать подалась?
По поводу зарплаты, в сети "Две палочки" в СПб зп 42 рубля в час без всяких процентов, всё остальное от чая зависит.
Работал в студенческие годы и даже после вручения диплома, хотя инженер...
А по статье, форму не пробывали стирать? Если человек свинья он и костюме в офисе будет вонючий ходить))))
Второе, когда оф-цом работал у нас все шутки были аморальные, пошлые и грубые, но только на работе между собой. Вне работы все хорошо воспитанные парни из нормальных семей... Работа просто очень трудная, не только физически, а еще эмоционально, плюс еще столько гостю эмоций отдаешь, а русский человек еще привык думать, что оставляя 50р с 2ух тысяч, что он просто Бог и запредельно щедрый!))) Хотя мы всегда хорошо обслуживали, это же в наших интересах было!)) Так что не знаю где, уважаемая редакция, Вы взяли свою принцессу на горошине...
Еще один момент, мало кто из сетевых заведений, да и обычных ресторанов делает не только всё для гостей, но для персонала.
И последнее, идите пить кофе в Кофеманию и обслуживание будет на уровне отличном и кофе будет вкусный, т.к. там создают комфорт для персонала и там все всем довольны, соответственно довольны и гости заведения!)
Карлинер Антон 3 октября 2013
150 рублей в день? В Москве? Что-то нереальное совсем. Даже в Новосибирске в самых плохих случаях официанты и то больше ставку получают. Нет, я конечно всегда полагал, что работа официанта сродни рабству, но не настолько же.
Korieva Chris 3 октября 2013
Во-первых, соглашусь со всем, что написала Yulia Lopardina. Во-вторых, хотелось бы посоватовать автору поработать над своим словарным запасом и умением кратко, но подробно давать описание внешности человека. Неужели нет больше элементов для этого в нашем великом и могучем языке, кроме "светлоокая официантка" и "черноокая блондинка"?
В-третьих, хотелось бы указать на то, что если называть людей, в Москве не живущих, "замкадышами", это мгновенно может вызвать негативную реакцию как на материал, так и на его автора. Будьте объективны. Далеко не все люди, которые не попадают в "гордую касту" москвичей, заслуживают такого пренебрежительного и даже неуважительного отношения.
Yulia Lopardina 3 октября 2013
Хуже статьи в РР я ещё не встречала. Кафэ, в котором вас принимают на работу в официантКи, не заслуживает даже упоминания. Зачем было устраиваться в шашлычку? Я, собственно, не удивлюсь, что во многих сетевых кафэ такая ситуация. Так вот, большинство официантов - молодые люди, в основном - студенты. Им и деньги нужны, и погулять охота, и на лекциях надо появляться. И очень часто детишки ленятся работать. Потому что работа официанта - тяжела. Но никто тебя работать не заставляет. Я не знаю, о каком плохом сервисе в России вы говорите, но сходите куда-нибудь во Владивостоке - и удивитесь. КОгда я работала в студенческие годы официантом (без буквы К, потому что официантКа - это оскорбление), у нас был отличный коллектив молодых сотрудников, которым это дело было по кайфу: всегда находили общий язык с гостями, шутили. И нет, не за чаевые. А просто нас на работу за шиворот не тянули. И субординация была жёсткая: начальство есть начальсвто. Но если оно такое дибильное, чтобы давать потную униформу, нарушать санитарные правила - то эта тема о нарушении многих прав, а не про неподъёмный труд официантов.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение