--

Правильно разбить машину

Как устроена главная в мире краш-лаборатория

В прошлом году целых пять моделей шведской «Вольво» (C30, S60, S80, XC60 и XC90) были признаны американским Страховым институтом дорожной безопасности (Insurance Institute for Highway Safety) самыми безопасными в мире. «РР» выяснял, какие именно науки и технологии используются для создания этих машин.

Федор Лобанов
×
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

24 октября 2013, №42 (320)
размер текста: aaa

Местечко Торсланда недалеко от Гетеборга, Швеция. Здесь находится самая современная и дотошная в мире лаборатория для автомобильных краш-тестов — Volvo Cars Safety Centre. На глубине шесть метров сооружен коридор с прозрачным плексигласовым потолком, над которым по двум дорожкам движутся друг навстречу другу две машины. Понятно, что такой дизайн сделан не для того, чтобы редкие зрители могли насладиться немного страшной, но захватывающей игрой в сталкивающиеся машинки в натуральную величину. Этот коридор нужен прежде всего для постоянной съемки краш-теста снизу.

С 2000 года в этой лаборатории испытываются новые модели «Вольво». Значение центра для шведской промышленности подчеркивает тот факт, что открывал его лично король Карл XVI. Эта краш-лаборатория и сейчас удерживает мировое лидерство, поскольку динамичное устройство треков позволяет внедрять новые сценарии экспериментов и новые технологии. Среди недавних технологических новинок высокоскоростные цифровые фотокамеры, способные делать 200 тыс. снимков в секунду.

Инженеры и ученые могут моделировать здесь сотни разных сценариев столкновений. Например, лобовое: одна машина движется со скоростью 50 км/ч по стационарному треку, другая — навстречу со скоростью 25 км/ч по подвижному. В другом эксперименте подвижный трек поворачивают на 45 градусов, и вы получаете возможность исследовать уже боковое столкновение. Вообще подвижный трек можно расположить под любым углом, от нуля до 90 градусов, а заодно смешать траектории движения машин.

— Подготовка к тесту занимает примерно одну-две недели, — объясняет «РР» представитель компании «Вольво». — Каждая машина готовится технически: нужна специальная покраска, позволяющая снять как можно больше информации о столкновении. Удаляется жидкость, причем используется растворитель той же плотности, чтобы не было даже минимальных отличий от серийной машины. Кроме того, автомобиль начиняется приборами — впоследствии понадобится, скажем, подробная информация об ускорении с акселераторов.

В зависимости от эксперимента готовят манекены, которые позволят определить возможный ущерб водителю и пассажирам. Так, при 50-градусном угле столкновения основной удар приходится на манекен на водительском сиденье, а при 5-градусном манекен нужен на переднем пассажирском сиденье. Отдельно проектируются эксперименты, в которых задействуются детские манекены, имитирующие, скажем, трехлетнего ребенка в детском кресле на заднем сиденье. Вообще же используется около ста, как здесь шутят, «молчаливых сотрудников» — манекены мужчин, женщин и детей разного роста и веса.

Анализ тестов длится одну-две недели, в зависимости от их сложности. На самом деле модели для анализа разрабатываются еще до реального эксперимента. Столкновение тысячи раз происходит в компьютере, а данные реального краш-теста позволяют улучшить компьютерную модель.

— У нас с 1970 года работает подразделение по исследованию дорожных инцидентов, — комментирует для «РР» представитель компании, — накопившее данные о 40 тысячах ДТП с машинами «Вольво» в Швеции. Это один из источников, откуда мы получаем подробную информацию о реальных дорожных инцидентах и берем данные для моделирования в лаборатории: это и совсем редкие события, и типичные ситуации. С основания центра в 2000 году мы провели три тысячи тестов, то есть в среднем 250 в год.

За тем, что журналисты могут увидеть через стекло, стоят длительные научные исследования. Ученым из «Вольво» принадлежит методология исследования, максимально приближенная к реальным дорожным ситуациям. Идея метода в том, чтобы изучать не только стендовые прямые столкновения, но и все остальные случаи, основанные на статистике реальных столкновений. Этот метод используется в «Вольво» уже несколько десятилетий, а сейчас активно заимствуется различными организациями, в том числе страховщиками, которые проводят собственные тесты и сравнивают автомобили разных марок с точки зрения безопасности и возможного ущерба.

— Риск получить травмы в результате столкновения в одной из наших последних моделей уменьшился вдвое по сравнению с автомобилями «Вольво», которые производились в 70-х годах, — утверждает старший эксперт по системам безопасности Томас Броберг. — Мы постоянно разрабатываем новые технологии, и, скорее всего, в будущих автомобилях «Вольво» не погибнет и не получит серьезных травм ни один человек.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение