Опасный астероид приближается и другие новости

24 октября 2013

Конец света может наступить 26 августа 2032 года, если небесные светила расположатся неудачным для нас образом, а мы будем сидеть сложа руки. Российские ученые из Крымской обсерватории обнаружили крупный астероид, который именно в этот день может столкнуться с Землей с вероятностью 1:63 000 (по предварительным расчетам). Размер небесного тела, получившего название 2013 TV135, составляет около 410 метров. На сегодня это второй известный астероид с ненулевым рейтингом по шкале Торино, оценивающей опасность астероидов. Тем временем молодые ученые из НПО имени Лавочкина уже предложили отправить к опасному астероиду разработанный ими малый космический аппарат МКА-ЭРДУ «Анапа», который сможет уточнить орбиту и свойства объекта. (1)

Ископаемый комар с кровью в брюхе

Окаменелый комар, еще 30 лет назад найденный в нефтяных сланцах штата Монтана, сохранил в брюшке кровь неизвестного позвоночного, жившего 46 млн лет назад. Кровь обнаружили сотрудники Смитсоновского музея естественной истории с помощью таких эзотерических методов, как энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия. В фильме «Парк юрского периода» благодаря подобной находке удалось клонировать динозавров. Но наш комар надежд на это не сулит: во-первых, 46 млн лет назад динозавры уже вымерли; во-вторых, ДНК разлагается быстро, и восстановить ее после такого длительного хранения современными методами невозможно. Чьей именно кровью насосалось насекомое, остается загадкой, но в то время жило много чудищ, так что вполне вероятно, что это кровь какого-нибудь вымершего монстра. (2)

Владеешь собой — значит, чуткий

У людей способность управлять своими эмоциями связана со способностью к эмпатии — сопереживанию эмоциям других людей — и с социальной компетентностью в целом. Ученые из Университета Эмори в Атланте проверили, есть ли такая связь между социальными и эмоциональными умениями у наших ближайших родственников — шимпанзе бонобо, которые содержатся в приюте на территории Республики Конго. Исследователи обнаружили, что юные бонобо ведут себя так же, как и человеческие дети: те, кто лучше контролирует свои эмоции, более успешны в дружеских отношениях. Например, бонобо, которые быстрее успокаиваются после проигрыша в стычке, чаще стараются утешить попавших в беду сородичей. Ученые выяснили, что такое поведение характерно для обезьян, родившихся в приюте и воспитанных собственной матерью. А вот бонобо-сироты, спасенные от браконьеров, плохо справлялись со своими эмоциями и с большим трудом заводили друзей. (3)

Сон очищает мозг

Эксперименты с искусственным лишением сна давно показали, что ежели не спать, то можно и помереть. Но споры о том, для чего именно так нужен сон, в котором мы проводим целую треть жизни, продолжаются. В новой статье, опубликованной в журнале Science, американские нейробиологи из Университета Рочестера доказывают, что во время сна в мозге включаются специальные механизмы вымывания отходов жизнедеятельности клеток. При этом клетки мозга уменьшаются в размерах на 60%, облегчая перемещение между тканями спинномозговой жидкости, играющей центральную роль в «уборке мозга». Возможно, уборка мусора и есть основная функция сна. (4)

Источники: (1) http:// neo.jpl.nasa.gov/risk/2013tv135.html. (2) Dale E. Greenwalta et al. // PNAS. October 14, 2013. (3) Zanna Clay and Frans B. M. de Waal // PNAS. October 14, 2013. (4)Lulu Xie et al. // Science. October 18, 2013.