Как устроена мировая наука

Главное в мире — биомедицина, в России — физика, в Китае — инженерия

31 октября 2013, №43 (321)

Как сравнить развитие науки в разных странах и областях знания? Самый надежный показатель — число работ в признанных мировым научным сообществом журналах, а также уровень цитируемости этих работ.

Мы возьмем для анализа карту мировой науки, созданную компанией Science-Metrix, и карты развития наук в отдельных странах, сгенерированные наукометрическим порталом SCImago Journal & Country Rank. Они построены на основе базы данных Scopus, которая индексирует более 18 тысяч журналов.

На картах можно увидеть относительный размер разных областей науки и связи между областями, в которых ученые часто цитируют друг друга. Чем больше кружок, тем больше статей вышло в 2011–2012 годах в этой области. Чем больше связей у кружка с другими, тем важнее его роль для прогресса.

США: биомедицина на первом месте

Карта науки в стране — флагмане мировой науки — похожа на аналогичные карты Германии, Великобритании, Японии и других постиндустриальных стран. Центральный узел карты — «Биохимия, генетика и молекулярная биология» — теснейшим образом связан с гигантским кластером исследований в области медицины, который, словно спутники, притягивает к себе такие дисциплины, как нейронаука и психология. Сдвиг приоритета от физики к биомедицине — фундаментальное изменение, связанное с новым пониманием задач, стоящих перед наукой.

За последние годы на карте произошло еще одно важнейшее изменение: на центральную позицию выдвинулись исследования в области инжиниринга, то есть посвященные созданию и адаптации новых технологий. Если раньше инжиниринг был «спутником» физики, значительно меньше связанным с химией, то теперь он объединяет биологию, физику, химию и науку о данных. Это главное место для так называемой НБИК-конвергенции, то есть соединения нано-, био-, инфо- и когнитивных исследований, или для IT–проектов в области биомедицины (сейчас эта область называется Digital health).

Россия: физики рулят

Карта достижений нашей страны характерна для XX века с его приоритетом наук о материальном мире. Центральное место занимает физика (размеры кружков относительные: наша «большая» физика — это 10 тыс. статей, а американская «маленькая» — 35 тыс.), инжиниринг привязан к ней. Компьютерные науки занимают незначительное место, неплохо развитая математика связана в первую очередь не с ними, а с физикой и материаловедением. Химия традиционно на втором месте, впереди биологии, о медицине и говорить не приходится — пока у нас это просто одна из многих второстепенных наук.

Китай: инженеры — самые главные

Своеобразную картину представляет из себя китайская наука — для «мировой фабрики» центральной и полностью доминирующей наукой оказывается инженерия, область создания новых технологий, а второй по величине — обслуживающее его материаловедение. А вот науки об обществе и особенно гуманитарные науки развиты в Поднебесной совсем мало.

У кого Хирш толще

Индекс Хирша — один из самых распространенных показателей вклада в науку, учитывающий количество опубликованных статей и количество ссылок на них. Например, если судить только по количеству публикуемых статей, кажется, что Китай — вторая после США страна по развитию науки, однако, поскольку эти статьи очень мало востребованы научным сообществом, вклад Китая в мировую науку оказывается гораздо скромнее.

Источники: SCImago Journal & Country Rank, Eric Archambault and Olivier H. Beauchesne, Science-Metrix