«Запрограммированная гибель раковых клеток»

Валентин Власов, академик РАН, директор Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН

7 ноября 2013

Препарат против рака — лактаптин — на основе пептида из грудного молока успешно проходит доклинические испытания в новосибирском институте

Валентин Власов:

Грудное молоко — сложный раствор, который содержит много веществ, выполняющих разные функции. Во-первых, это питательные вещества. Во-вторых, вещества, защищающие младенца от инфекционных заболеваний, например различные антитела. В-третьих, в последнее время было показано, что там есть еще и регуляторные молекулы РНК. В общем, это сложная система, где, как оказалось, содержится и вещество, которое губительно действует на опухолевые клетки.

Это было обнаружено несколько лет назад нашими учеными. Стали выяснять, что это такое, и обнаружили, что это пептид — короткий белок из нескольких десятков аминокислот. Структуру расшифровали, а затем сделали генно-инженерный продуцент. То есть теперь мы можем получать этот пептид не из молока, а нарабатывать его в культуре клеток.

Мы его даже немножко изменили, чтобы он не так быстро разлагался в организме. Затем провели испытания на клетках опухоли и на здоровых: лактаптин подавляет размножение опухолевых клеток, а на здоровые не действует. Выяснили механизм: пептид вызывает апоптоз, запрограммированную гибель раковых клеток. Опыты на мышах показали, что на уровне организма все происходит точно так же: препарат убивает опухоли двух типов, уничтожает метастазы и совершенно нетоксичен.

Руководит всеми работами заведующий лабораторией биотехнологии нашего института Владимир Рихтер. Доклинические испытания близки к завершению, на очереди — клинические. Для них еще предстоит получить финансирование, конечно, но ситуация очень хорошая, поскольку вещество абсолютно не токсично.