--

Мордой о парту

21 ноября 2013

Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков

поделиться:
размер текста: a a a

— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!

— Я хотел…

— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!

— Я думал…

— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!

— Я его забыл…

— Что-о-о-о?!! А голову ты дома не забыл?!.

Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.

Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.

Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.

Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.


Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.


Можно, конечно, сказать: мол, так и надо, все правильно — родители детей балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко устроен, как школьный.

Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу, агрессия, равнодушие. Даже мания величия часто вытекает из комплекса неполноценности. Если человек кричит: «Я здесь самый крутой, а кто с этим не согласен, сейчас получит в морду!», значит, самооценка у него сильно занижена, ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет об этом кричать.

Не исключаю, что и национализм во всех видах — от битья узбеков на улицах до борьбы с американским влиянием в Госдуме — это тоже плод заниженной самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране. Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство или нация частенько бывали неправы.

Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас нужно упомянуть Путина или на крайней случай министра образования и науки — критика государства принесет, конечно, лишнюю сотню лайков и слегка повысит мою самооценку, но начинать надо не с нее. А с… ну, например, с себя.

Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь на пороге, говорим не человеческое: «Привет! Как я рад тебя видеть!», а чудовищное: «Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?» Каждый из нас регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих родителей. Я не исключение. И мне стыдно.

Встать на путь исправления не так-то просто. Мы хронически не умеем хвалить. У нас есть дежурное «молодец!», и на этом наши лингвистические запасы иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессиональные специалисты по производству комплексов неполноценности…

После этих строк я решил хоть чуть-чуть исправиться. И выписал себе набор похвал для окружающих:

«У тебя получилась отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей».

«Спасибо, что помыл посуду. Ты не представляешь, какой это кайф — ужинать в чистой кухне».

«Ты так классно сделал это! Лично у меня вряд ли бы так получилось».

«Я так рад, что ты купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей».

«Все-таки очень здорово, что я работаю вместе с вами».

Ух… Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст. Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Ива Наталья 29 ноября 2013
Не понятно, зачем все в кучу смешали - хамство - хамством, низкая самооценка - низкой самооценкой, дисциплина - дисциплиной, а тотальная агрессия - тотальной агрессией. И не надо все в один салат, а потом туда мордой. Согласна я Кузавовой Марией, что в жизни очень часто и, как правило, в первую очередь, отсутствие элементарной дисциплины (и самодисциплины) и несоответствие стандарту - основная причина проблем на работе. Поэтому приучать писать в НУЖНОМ (читай требуемом стандартом, правилами, требованиями отрасли и др.) порядке те же имя с фамилией надо начинать с первого класса школы, а не первого курса вуза. В настоящее время мы имеем тотальную разболтанность (расторможенность) поколения молодых людей, не желающих и не умеющих работать, на которых уже давно вешают таблички с надписью "ОСТОРОЖНО - СПЕЦИАЛИСТ!". И у которых самооценка далеко не занижена, ибо они хотят иметь много, а делать как надо - не приучены. Зато четко знают, куда и как надо писать и громко кричать в случае якобы нарушения их прав как личности. И если ребенок не справляется с заданием - это, скорее всего не по вине учителя, а вследствие его личностных характеристик, в том числе уровня интеллекта и уровня психического развития.
Самсон Якубов 24 ноября 2013
Насчет самооценки согласен. Все правильно: со школы долбят. Меня так вообще с детского сада, воспитательница обещала язык отрезать ножницами за то, что во время тихого часа разговаривал.

Вот только непонятно, зачем политику приплел? Что означает фраза про американское влияние? Неужели его нет? Во всем мире есть, а у нас нет? Так рассуждать может или дурак, или американский агент. Автор явно не дурак. А если думать в эту сторону дальше, то все его глубокомысленные рассуждения можно истолковать совсем иначе. Дескать, с детства нас унижали и били. Так может хватит?! Хватит гнуть спину и самоуничижаться. Пора сбросить с себя гнет диктаторских цепей. Выйдем же на улицу и скажем дружное "нет" нашей прогнившей власти. А заграница нам поможет! Ага?
Кузавова Мария 24 ноября 2013
Конечно же, такой диалог, как приведенный в начале статьи, возмутителен по форме, и он не должен иметь места. И я полностью согласна с заключением статьи о том, что хвалить мы не привыкли, это дается нам тяжело. Но при этом я не могла не отметить и некоторых "передергиваний".
Первое, что меня смутило - отсутствие ссылки на "масштабное исследование". Кем оно проведено, когда, при каких условиях? Почему можно делать какие-то выводы, когда не все результаты посчитаны? Возможно, я зануда, но получается, что читатели просто должны поверить на слово автору.
Второе, что не понравилось: "Главный инструмент в снижении самооценки — отметки". Тут совершенно верно указано - "отметки". Отметка и оценка - разные вещи, уже само название указывает на это. И наша пятибалльная шкала (которая сейчас стремится к двухбалльной) - это именно шкала отметки. И ОТМЕТКА не должна способствовать снижению самоОЦЕНКИ. И тут вовсе не вина школы, если это все же происходит. Сейчас создана бешеная гонка за успеваемостью, за рейтингом, за отметками, которые позиционируются как оценки. Независимая оценка качества образования МЦКО, бесконечные работы СтатГрад, рейтинги сдачи экзаменов создают нездоровый ажиотаж и погоню именно за отметкой. Внимание учителя, конечно же, переключается с вопроса "А каков он, мой ученик Н?" на вопрос "А как Н напишет контрольную? Его 5 в четверти будет подтверждена?" И вот теперь отметка становится оценкой: не подтвердил на контрольной 5 - плохой, не постарался; не добрал на экзамене баллов - подвел школу. Тут невротиками становятся не только ученики.
Третье - "Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2»". А вот тут позвольте возмутиться. "Двойка" может быть выставлена не за забытую тетрадь, а за отсутствие домашнего задания; не за разглядывание воробьев или то, что не услышал учителя, а за отсутствие ответа на очередной (!) вопрос на уроке. Вы пишете о том, что взрослый мир не так жесток, как школьный. Попробуйте подойти к начальнику и сказать, что Вы не написали статью, потому что в выходные ездили в магазин. В следующей колонке напишите, пожалуйста, что Вам скажут. А мне такое дети говорили.
Теперь про записи. Существует "Положение о едином орфографическом режиме", в котором указано все: от количества тетрадей до цвета чернил и способа исправления ошибки. Про 3+2 и 2+3 не скажу, но советую подойти к учителю и узнать, почему существует такое требование. Но даже если плюнуть на "Положение", нельзя забывать, что ученики выходят на ГИА в 9 классе, где есть жесткие требования по заполнению бланков. И ученик, привыкший писать как Бог на душу положит, понапишет такого, что будет долго ходить по комиссиям и доказывать, что он хотел написать. А еще раньше он встретится с бланками такого рода на МЦКО (но тут хотя бы ученик ничего не потеряет, если получит "2" из-за неверно заполненных бумажек). К вопросу опять-таки о жесткости взрослого мира: что, никто не заполнял анкет на визу, на загранпаспорт, в которых, кажется, никакой логики, а только необходимость написать так, как указано. Ничего не напоминает?
Можно сказать, что мы в школе растим тупых исполнителей, но это не так. В выполнении условий нет ничего страшного, если не превращать это в проблему. Что сложного для одаренного ребенка написать работу синей ручкой? Что сложного для талантливого ученика понять, что везде будут какие-то ограничения, и, поморщившись, но выполнить требования? А если превратить ведение тетрадей и сбор портфеля со всеми принадлежностями в протестный манифест, то последствия, конечно, могут быть тяжелыми.
PS Вы можете сказать, что я за деревьями не увидела леса. Все я увидела: и про невротизацию детей, и про нехватку похвалы, но эти мелкие несправедливости, "полуправды в статье, о которых я написала, создают облик учителя-врага, учителя-фельдфебеля, который не видит и не хочет видеть дальше бумажек. И в результате школа превращается во фронт, а этого быть не должно. Именно для того, чтобы дети не были невротиками.
Google mnko1002@gmail.com 17 января 2014
Кузавова Мария, просто исчерпывающий комментарий!
Зуев Максим 23 ноября 2013
Григорий, браво! Все четко, и с выводами согласен. Не ожидал, что такая повседневная и несенсационая тема вызовет столько эмоций. А может разрешение этой проблемы не только в позитивно-хвалебной части, а еще и в отказе от жесткого фона общения, когда из школьников воспитывают солдат с суровой дисциплиной и без права на ошибку?
Google tsoiiln@gmail.com 23 ноября 2013
Проблема занижения собственной самооценки начинается с насилия в языке. В школе/семье насилие в языке со стороны учителя/родителя формирует бессилие ученика.А бессилие порождает агрессию. И ребенок попадает в замкнутый круг проблем, с заниженной самооценкой. Поэтому, если мы хотим формировать самодостаточных и достойных личностей, то начинать надо с языка. Но не обязательно насилие в языке менять на похвалу. Хотя похвала необходима не тем кто хорошо учится, а тем кто преодолевает трудности.
Google izamorev@gmail.com 22 ноября 2013
Отличная статья, Григорий. Вы много делаете для общества.
Горжусь своим сыном, не сомневаюсь, что он вырастит уверенным в себе!)
Блинкова Белла 21 ноября 2013
Некоторые из моих учителей искренне считали, что хороший человек - это человек с низкой самооценкой, о чем открыто и говорили. Потом не раз убеждалась, что так воспитывать детей - просто преступление, не больше и не меньше.
Маслова Елена 21 ноября 2013
Григорий! Вы замечательный человек, настоящий профессионал и просто огромный талантище! :))
Borisova Elena 21 ноября 2013
Важный вопрос Вы поднимаете в этой статье, но он, конечно, требует дальнейшего тщательного изучения. У меня вот только родился вопрос: если всех в школе так принижают и у них падает самооценка, откуда же тогда у нас толпы самовлюбленных молодых людей, которые потом приходят в вузы и пытаются хамить преподавателям, доказывая, что они-то уж знают лучше, чем древний профессор? А ну да, и после среднестатистического вузика с синеньким дипломчиком (хотя и не так важно, с каким) рассчитывают на первичную зарплату в 60 штук и верят, что они такие крутые и работодатели сейчас заплачут от счастья прямо на собеседовании :)
А про то, что мы не умеем хвалить, вы правильно заметили. Но ведь люди не только хвалить не умеют, они и не умеют хвалу правильно воспринимать! Делаешь комплимент, а у человека в голове сразу включается "чего это ему от меня надо, подлизывается, хочет чего-то..."
Google mr.unclesam@gmail.com 21 ноября 2013
Григорий, вы специально так утрированно написали? Или просто, на самом деле, во всю эту чушь верите? У нас вся страна так выросла — что, нет инициативы или тупыми все стали? Наоборот, послушать форумы, так все умнее президента.

Человеку почему-то свойственно забывать, причем, очень многое. Труд учителя — это ад. Я не преувеличиваю, так и есть. Эти люди улыбаются, подбадривают, пытаются вдолбить знания детям, которым на них (знания и учителей), процентах в 80 случаев просто наплевать. Это в детстве, чуть постарше толпа начинает откровенно хамить.
Таких случаев, как вы привели, единицы, насколько я понимаю, в не самых лучших учебных заведениях, куда ребенка отдавать просто страшно, причем, не из-за учителей — именно поэтому хорошие родители школы и выбирают.

Фраза, что взрослый мир не так жестко устроен, как школьный... как бы помягче сказать... несколько далека от реальности. Вы уверены, что живете во взрослом мире?

Самое полезное предложение в тексте: «Мы хронически не умеем хвалить» — чистейшая правда. Причем, надо начинать не с окружающих, а с самого себя, и потом уже это отношение распространять на других. Тогда и самооценка вырастет, и других ценить станем мы больше.
Google marfufa@gmail.com 21 ноября 2013
Да Вы лучшая иллюстрация к тексту... mr.unclesam@gmail.com:
Кочетков Никита 21 ноября 2013
К сожалению, количество человек в выборке не может быть критерием "крутости" исследования. Без контрольной группы, сравнение с результатами которой демонстрировало бы именно влияние обучения в школе, ценность этих чисел стремится к нулю. Ну а фраза "мне тут рассказали о результатах" конечно же добавляет убедительности повествованию. :)
Маврина Татьяна 21 ноября 2013
Увы, все так! С детьми поздно, будем исправляться на внуках - лучше поздно, чем никогда. Родителей тоже надо воспитывать, прививать им правильные манеры поведения с детьми. У меня почему-то стоит перед глазами цветаевская атмосфера детства из "Воспоминаний" А.Цветаевой...
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение