Космическая пыль покажет удобные места для прилунения и другие новости

21 ноября 2013

Стыковка с Луной не всегда может оказаться успешной — все зависит от толщины твердого слоя на поверхности естественного спутника Земли. Ученые предложили способ определения лучших мест для прилунения. Они изучили движение пылевых частиц в электрическом и гравитационном полях благодаря их взаимодействию с фотонами солнечного излучения, то есть солнечный свет, который отражался на пылевых частицах, помог распознать траекторию их перемещения.

Таким образом удалось выяснить, где над поверхностью Луны чаще происходят пылевые завихрения. Области наиболее сильных пылевых бурь совпали с теми местами, где на Луне самый мягкий и неровный грунт, посадка космических аппаратов на который может оказаться неудачной. (1)

У людей и броненосцев схожие проблемы со зрением

Девятипоясный броненосец обладает множеством преимуществ: он может почувствовать запах предмета, закопанного глубоко в землю, в случае опасности способен подпрыгнуть выше чем на метр. Но есть один недостаток, который превращает это животное практически в инвалида: он ничего не видит при дневном свете. Изображение в его глазах расплывается в нечеткое пятно. Калифорнийские биологи расшифровали геном этого рода броненосцев и нашли ген, ответственный за ухудшение зрения. Сейчас ученые пытаются разработать способ, с помощью которого можно терапевтически воздействовать на этот ген и лечить плохое зрение у животных. Но суть исследования еще и в том, что в составе человеческого генома тоже присутствует этот «ген слепоты», и если удастся избавить от проблем со зрением броненосцев, возможно, вскоре получится справиться и с человеческой слепотой. (2)

Бактерии делают запах каждой гиены уникальным

Одним из ключевых способов общения африканских гиен между собой является запах. Все потому, что каждая особь обладает собственным неповторимым ароматом. Ученые изучили состав мускусных желез этих животных и обнаружили более 500 различных видов микробов. Бактерии выделяют всевозможные кислоты, альдегиды, которые и создают запах.

В железах каждой отдельно взятой гиены комбинация этих бактерий разная. Таким образом, смешиваясь в бесчисленных пропорциях, они порождают непохожие друг на друга ароматы. Благодаря такому разнообразию бактерий гиена, понюхав сородича, узнает о нем все: пол особи, готова ли она к размножению, и даже статус, который это животное имеет в стае. (3)

Вирусы увеличивают емкость аккумуляторов

Скоро на смену литий-ионным аккумуляторам — обычным батарейкам, от которых заряжается большинство современных бытовых приборов — придут литий-воздушные аккумуляторы. Эти устройства в три раза превосходят традиционные элементы питания по емкости и времени хранения заряда. Исследователи из Массачусетского технологического института придумали технологию, способную значительно повысить энергоемкость этих батареек. Для этого они использовали генномодифицированные вирусы. Штаммы вирусов перемещают ионы металла в водном растворе внутри батарейки и соединяют их в нанопроволоку со множеством шипов, которые ускоряют электрохимическую реакцию, то есть сокращают время зарядки батареи. Еще для увеличения производительности аккумулятора ученые добавляли в структуру проволоки палладий. (4)

Источники: (1) С. Попель, С. Копнин и др. // Астрономический вестник. 2013. № 6. С. 455–466. (2) Emily Underwood et. al. // Science. Published online November 11, 2013. (3) Beth Skwarecki et al. // Science. Published online November 11, 2013. (4) Dahyun Oh, Jifa Qi et al. // Nature Communications. 2013. № 4, P. 579–585.