--

С кем спаривались наши предки

Расшифрован геном человека, жившего 400 тысяч лет назад

Команда легендарного палеогенетика Сванте Паабо, прочитавшего геномы неандертальца и денисовского человека, опубликовала новую работу с расшифровкой намного более древней ДНК — человека, жившего 400 тысяч лет назад

Андрей Константинов
Если вам понравится этот текст, то вы сможете поблагодарить автора нажав на эту кнопку.

10 декабря 2013

Все, что мы еще недавно знали о древнейших людях, основывалось на смелых реконструкциях палеоантропологов, сделанных на основании находки какого-нибудь древнего зуба и пары грубо отесанных галечных камней неподалеку. Но с тех пор, как на помощь антропологам пришли генетики, каждый год приносит новые крупные открытия: ДНК, выделенная из найденного зуба, может немало рассказать о том, каким был его хозяин и даже о том, с кем спаривались его предки.

Последнее открытие — расшифровка генома, собранного из тысяч обрывков ДНК, выделенных из бедренной кости человека, который жил 400 тыс. лет назад. Это митохондриальный геном — у митохондрий своя ДНК, которая передается по материнской линии, и прочитать ее намного легче, потому что у ее фрагментов больше шансов сохраниться: в клетке много митохондрий, а ядро с главной, ядерной, ДНК только одно.

Предварительный анализ этого древнейшего из добытых учеными человеческих геномов свидетельствует о том, что, скорее всего, он принадлежал предку неандертальцев и денисовцев. Он жил на территории современного испанского муниципалитета Атапуэрка, в то время как наши предки еще сидели в Африке.

Чтобы разобраться, кто с кем спаривался и кто чей предок, попытаемся коротко пересказать меняющееся год от года «научное предание» о предыстории человека. По современным представлениям люди эмигрировали из Африки, своей прародины, несколько раз. Впервые они сделали это вскоре после своего появления, около 2 млн лет назад. Человек прямоходящий, Homo erectus (в другой классификации его называют Homo ergaster, человек работающий), был первым несомненным человеком, несмотря на скромные размеры мозга: он приручил огонь, охотился, расселился по миру, судя по всему, даже освоил азы мореплавания — иначе непонятно, как он добрался до таких отдаленных мест, как индонезийский остров Флорес. Кстати «хоббиты», Homo florensiensis, жившие на этом острове еще совсем недавно, пару десятков тысяч лет назад, — его потомки, не так уж сильно изменившиеся. Вообще, человек прямоходящий существовал на порядок дольше человека разумного: возраст последних его останов, обнаруженных в Азии, — 50 тыс. лет.

Древний житель Испании — тоже человек работающий, потомок второй волны миграции из Африки, которая произошла около 600 тыс. лет назад. За это время мозг африканских людей подрос, и они несли с собой более продвинутую ашельскую культуру. Еще через 300 тыс. лет те из них, кто остался в Европе и приспособился к суровому климату ледникового периода, превратились в неандертальцев, а те, кто поселился в Восточной Азии, — в денисовцев. Денисовцы, судя по всему, первыми начали грешить на стороне: некоторые вкрапления в их геноме свидетельствуют о том, что они спаривались то ли с архаичными эректусами, представителями первой волны миграции, то ли с какой-то еще неизвестной науке популяцией людей.

Тем временем 200 тыс. лет назад все в той же Африке родился наконец первый человек разумный (непонятно, почему все они появлялись в Африке, некоторые связывают это с повышенной радиацией в местах зарождения человека). Он выглядел как мы, а вел себя совсем не так — больше 100 тыс. лет просидел в Африке, не оставив ни рисунков, ни украшений, ни следов ритуалов. А когда начал их оставлять и вести себя как и положено разумному человеку, сразу покинул Африку и начал стремительно расселяться по миру.

Это было интересное время: 50–100 тыс. лет назад Земля напоминала мир «Властелина колец», полный орков, эльфов, гномов — разных альтернативных вариантов человека. Впрочем, генетически они различались не так уж сильно, специалисты все чаще предпочитают называть неандертальцев и денисовцев не другими видами людей, а другими популяциями. Эти популяции встречались, воевали и поедали друг друга, обменивались технологиями и женами.

Неандертальцы расселились из Европы по миру, добрались даже до Сибири, где у них случился секс с денисовцами. И те и другие обладали развитой культурой. Неандертальцы хоронили умерших, посыпая их цветами и охрой, плели веревки и привязывали каменные наконечники копий и ножей к деревянным рукояткам, умели ловить рыбу, возможно, даже делали примитивные рисунки и украшения. Денисовцы и вовсе обладали невероятными для той эпохи (50 тыс. лет назад) умениями, судя по находкам в Денисовой пещере: делали ожерелья из зубов животных, иглы из костей птиц, подвески из ракушек, сложные составные украшения с применением технологий, которыми Homo sapience овладели лишь через десятки тысяч лет.

Людей разумных, вышедших из Африки, было мало — возможно, одно племя. Генетики говорят, что из-за какой-то беды они прошли «через бутылочное горлышко». Генетическое разнообразие всего современного внеафриканского человечества меньше, чем разнообразие одной популяции шимпанзе. Первыми, кого встретили наши предки, были ближневосточные неандертальцы. С тех пор у каждого из нас, кроме африканцев, есть от 2 до 4% неандертальских генов. Странно, что с тех пор Homo sapience еще не раз встречались с неандертальцами, тысячи лет сосуществовали с ними в Европе, но больше никакого потомства у них не было.

Когда племена Homo sapience дошли до Восточной Азии, они встретили денисовцев. С тех пор до 7% денисовских генов есть у папуасов, коренных австралийцев и многих других народов, живущих сейчас в Китае и других частях Восточной Азии. То, что их гены находят лишь у некоторых народов этого региона, вероятно, означает, что несколько десятков тысяч лет назад денисовцы бродили по Юго-Восточной Азии и многократно скрещивались с разными популяциями, от которых потом произошли эти народы.

Конец этой истории печален для всех, кроме Homo sapience: альтернативные версии человечества вымерли, и, скорее всего, в этом им очень помогли наши предки. Но как и почему были уничтожены эти люди с развитой культурой, прекрасно приспособленные к своей среде обитания, успешно заселявшие мир сотни тысяч лет, — загадка. В этой истории есть и много других загадок и противоречий, например гены обладателя свежерасшифрованной ДНК, жившего 400 тыс. лет назад в Испании, почему-то гораздо больше похожи на гены денисовца, чем неандертальца. Остается лишь ждать новых открытий.

См.также:

Из племени свободных. «Можно путешествовать без денег и без рюкзака, но есть одна штука, без которой не обойтись…»

Как сибиряки спасают человечество. Биотопливо, чистый воздух, лампочки и другие проекты молодых ученых Новосибирска

Наркотическая «заплатка». Как школы и вузы будут проверять на наркотики

Венгеров Альберт 29 декабря 2013
А я считаю, что появление человека не обошлось без влияния какой-то ВНЕЗЕМНОЙ силы. Иначе откуда появились библейские описания создания человека? Люди не могли так красиво сочинить. По крайней мере в те времена не могло быть у людей такой богатой фантазии как у Толкиена, например, или у Джоан Роулинг.
Google don.lytov@gmail.com 13 декабря 2013
Всё в статье хорошо, если не считать дважды повторённой ошибки - sapience вместо правильно sapiens. Латинский суффикс деятеля заменили на англо-французский суффикс абстрактного существительного.