--

Испытание сомнением

История народа как гордость и смирение

23 февраля мы не только отмечаем День защитника Отечества, но и вспоминаем депортацию чеченского и ингушского народов. «РР» представляет проект Дмитрия Белякова, в котором эти два памятных повода связаны судьбами людей. Чеченцы и ингуши, как и другие народы Советского Союза, внесли огромный жертвенный вклад в победу в Великой Отечественной и при этом пострадали от репрессий и несправедливого обвинения в предательстве. И забыть что-то из этого — все равно что предать собственную историю

Дмитрий Беляков поделиться:
19 февраля 2014
размер текста: aaa

24 января 2014 года я снимал портрет старика в станице Орджоникидзевской. Меня предупредили, что он совсем плох: почти потерял память и давно перестал выходить из дома.

Высохший, сгорбленный 96-летний ингушский старец приветствовал меня, не поднимаясь с постели. Интервью было трудным: он не говорил, а едва шептал. С огромным усилием вспоминал, путал даты, имена, названия… Но твердо помнил: «В Берлине был!» И четко произносил одно имя. С этим именем на устах старик воевал четыре года.

Во время фотосессии ветеран то и дело беспокойно шевелил рукой, прижимая сухонькую ладонь к остекленевшим, с мутной поволокой глазам, и жаловался на слишком яркие вспышки моих ламп. Наконец он устал, и мы были вынуждены остановиться. Обратно в постель я перенес его на руках. Высушенный болезнью, весил он не больше десятилетнего ребенка.

Я пил чай в зале, где мы работали. На красной скатерти передо мной лежали награды фронтовика. Ордена Красной Звезды и Отечественной войны — два. Медаль «За боевые заслуги», медаль «За оборону Кавказа» и еще вот эта… Оранжево-черные полосы на пятиугольной колодке, на латунном кружке отчеканен профиль человека в маршальском мундире, по ободку бегут известные всем слова: «Наше дело правое. Мы победили».

Я смотрел на латунный кругляш, вспоминал, как сам ребенком играл таким же, взятым у деда, закончив-шего войну в Варшаве, так и не увидев рейхстага, и не мог понять: как человек, чей профиль отчеканен на медали, мог назвать предателем этого ветерана и целый народ?

Мы прожили многие десятилетия без сомнений в целесообразности решений руководства, в обдуманности приказов военачальников, не задаваясь вопросами о цене Победы, о соразмерности потерь, обо всех последствиях для всех воевавших народов. Оправданным считалось все: «Такое было время, так было нужно…» Но в этот регламент никак не вписывалась драма маленькой ингушской нации.

Все народы Советского Союза за победу над фашизмом заплатили безмерно высокую цену. Однако ингуши, потеряв две тысячи лучших своих сыновей, подверглись еще и испытанию депортацией.

Что может быть страшнее несправедливого обвинения в предательстве?! После того как отвоевал три года, после плена и побега из немецкого лагеря, после двух ранений и двух контузий, после всех смертей, что носились рядом, после вручения медалей и боевых орденов… После того как отстояли Москву, Ленинград, Курск, и Сталинград отстояли тоже. Ехать в ссылку через тот самый город, который ты защищал и где был ранен, — каково? А смотреть на плевок коменданта в книжку красноармейца и слышать: «Тебя вообще на войне не было»?

За двадцать один год в журналистике я привык к тому, что люди всегда говорят. Нужно только быть любопытным, правильно задавать вопросы, интересоваться их жизнью. В Ингушетии я жадно слушал рассказы тех, кто помнит депортацию… Люди делились со мной тем, что помнили о ссылке. И не было жалоб на несправедливость. Не было проклятий в адрес тех, кто искалечил им жизнь. Лишь достоинство, смирение и покорность воле Всевышнего.

Бог постоянно испытывает нас. Посылает нам испытания великие и малые. Говорят, каждому столько, сколько он может вынести. Это значит, что Господь не только верит в нашу силу, но и ждет от нас веры в Его силу, веры в чудо Божье и в спасение, которое он непременно явит. Поэтому иначе как чудом я не могу объяснить судьбы фронтовиков Зияудина-Николая Гайтукиева и Исы Полонкоева. А вся жизнь Фатимы Ужаховой — бесконечный промысел Божий…

Вспоминая, герои моих фотографий говорили о людях, с которыми они встретились по дороге в Казахстан, о тех, с кем жили там бок о бок, — разных: настороженных, отчужденных, участливых, злых и добрых. О том, что случилось со всем их народом, они не говорили, как будто это было выше их сил — разобраться в водовороте великих испытаний. Но мои пожилые собеседники — каждый — помнили то добро, которое проявляли к ним другие люди в тяжелые для ингушей времена. Потому что выжить выгнанные в холодном феврале со своей земли люди могли только благодаря помощи окружающих. Вот о чем вспоминали все, с кем я говорил.

Я принадлежу к другому поколению. Но прошлое живет во мне, отражаясь мучительными вопросами. Ответы живых участников этого прошлого, их память дают мне возможность осознать, что вся история, в самые темные свои дни, состоит из историй спасения отдельных людей и памяти о неспасенных. Собирая эти драгоценные воспоминания, лица переживших великие испытания, я понимаю, что среди моря сомнений и новых вопросов об истории нашей страны одного сомнения нет — в том, что добро присуще человеку и только благодаря ему человек может сохраниться.

Работа над проектом велась с 2012 по 2013 год, автором идеи является чеченская правозащитница Таиса Исаева.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
anisimov andrey 9 марта 2014
Все мнения имеют право быть!И вся правда конечно не поместится на этих страницах. А поместилось здесь сострадание и сопереживание трагедиям имевшим место тогда в нашей общей истории. У меня самого два деда прошли фронт, а прадеда раскулачили и вот, что почувствовал я прочитав этот репортаж - это присутствие нашего тяжелого общего прошлого и боль от того через что пришлось пройти этим людям, потому что испытание выпало тогда всем и значит все эти трагедии часть одной большой нашей общей беды. За что наши деды прошли такие испытания? За то чтобы мы сегодня презирали и ненавидели друг друга? Если сегодня ты почтил мужество чужого деда за его терпение, завтра кто-то не даст забыть память твоего, потому что это наша общая память. Зло и добро через время породят только себя самих,я в это верю. Спасибо за сильный материал и просто аплодисменты за фотографии!!!
Google wenkrist55@gmail.com 4 марта 2014
А сказать, зачем Сталин объявил предателями и военнопленных, и некоторые народности? Сталиным двигал страх. 21 июня 1941 года он не привёл войска в готовность, в результате чего советская армия потерпела сокрушительное поражение, и немцы дошли до Москвы. Поступок Сталина выглядел как предательство. И вот, чтоб доказать, что он не предатель, Сталин объявил беспощадную войну предателям! Даже тем, которых нельзя было назвать предателями. Объявил военнопленных предателями, а также крымских татар, народности Кавказа, среди которых был большой процент сотрудничавших с фашистами. В связи с этим мне вспоминается одна фраза, которую я когда-то давно прочитал: "если человек пытается всех запугать, то это означает, что он сам чего-то боится".
Мельников Алексей 26 февраля 2014
Глаза стариков говорят больше, чем комментарии. Даже - авторские. Не буду с ними спорить. Как - и с оспаривающими оные. Все - в лицах. Хорошая фотография та, на которую смотришь долго. Поймал себя на мысли, что не могу оторваться...
Google archcort@gmail.com 25 февраля 2014
Так совпало, что выпуск с этим репортажем я купил и прочитал после очередной главый ГУЛАГА, и ряда статей про репрессии 37-38 годов, и депортации. Ну вот созрел я (а мне уже 22) для этих фактов, узнать историю тех страшных времен. Как там у Летова? "Постигая такое, что не хочется жить...". Прям в яблочко так сказать номер. Ну и чтож....А как насчет Бабьего Яра а? А как насчет того, что треть Петербурга угробили в Соловках и на Беломоре? Что только по официальным данным 250 тысяч человек полегло (при населении Карелии в 300 тысяч в те года)? А как насчет чуть ли не тотального геноцида Тувинцев? Они теперь до сих пор русов (или как-то так нас называют) ненавидят. А как насчет гонения Болгар? Или зверско уничтоженного класса духовных служителей? Или казачества? Или любого друго, советского гражданина, прошедшего войну и оказавшегося в лагере? Или как насчет... а в прочем, все, хватит. Журнал я ваш больше не куплю наверное. Что я еще могу сделать? Не знаю. Обидно! все понимаю. история она такая. но либо цикл таких репортажей сделать....или как-то меньше акцента сделать из уважения к другим. очень в груди защемило в таком свете увидеть эту историю. Не только кавказ. это была общая трагедия. А здесь посыл очень предвзятый. Как-то не профессионально такие эмоции допускать в материале!
Mail rubedos@mail.ru 24 февраля 2014
Странно, ветеран вначале говорит, что был в Берлине, а это апрель-май 45-го. Депортация при этом была в феврале 44-го. Почему в его случае ждали год с лишним?
Среди фотографий есть только один человек, который по его словам был в Берлине, и состав медалей у него схожий, но он уже утверждает, что его не депортировали.Так что, этоя что-то путаю или автор?

Депортация-то трагедия, конечно, несмотря на то, какой в конечном итоге был процент дезертиров и пр. среди чеченцев и ингушей. Однако данный материал слишком эмоциональным выходит, а от этого может страдать истина.
Зуев Максим 23 февраля 2014
Без сомнения, лет через сто, журналист "непомнящий родства" с подачи якобы правозащитников, напишет статью про "чеченские кампании" 90 годов как о геноциде чеченского народа.
Уважаемый РР, надо быть толерантным и вежливым ко всем народам России, не так ли? Тогда не стоило писать эту статью в предверии большого праздника Русской армии.
Циклас Юстас 23 февраля 2014
О какой честности может идти речь, когда на кону стоит освоение гранта на "преувеличение значимости народов кавказа в Великой Отечественной", ну да Бог вам судья. Авторитет РР и так пошатнулся за последний год-два и продолжает уверенное падение. Генетическую память и реалии, где эти народы остаются врагами этнического большинства, не вытравить подобными писульками. Завтра условный мага зарежет очередного Русского и сново погромы, щиты, фаера, дубинки.
Mail tatka1981@mail.ru 22 февраля 2014
По-честному, надо еще было описать причины выселения в цифрах для наглядности, например:

депортировано 490.000 чел, во время транспортировки умерло 1272 чел.

Для сравнения, потери бурятского народа на фронте (который в два раза меньше по численности, чем ЧИ АССР, и которым немцы оккупацией не угрожали) - 13000 чел.

за время войны на фронте чеченов и ингушей погибло - 2300 чел. (осетины более 10000)
за то же время количество уничтоженных бандитов на территории республики - 4500 чел.

Всего воевало на фронте чеченов и ингушей - ок 5000 чел (+ безвозвратные), итого чуть более 7000 чел.
Дезертировали и уклонились от призыва 62751 чел

Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение