--

Обошлись без Сталинграда

Кому нужны отечественные кинопремии

Вручение старейшей российской кинопремии «Ника» прошло 1 апреля, но на этот раз кинокритики обошли ее своим вниманием. Ни тебе скандалов, ни сюрпризов, ни откровений. Разве что все бросились поздравлять Виталия Манского, получившего статуэтку за свой документальный фильм «Труба». С «Трубой» все понятно: документальное кино, изгнанное с телевидения, сегодня самый адекватный и быстрый способ отражения действительности

Василий Корецкий поделиться:
15 апреля 2014
размер текста: aaa

Ни одному игровому фильму в России пока не удалось ухватить живой дух времени, а документалистика делает это легко, непринужденно и, в отличие от игрового кино, ежегодно. Но, как и игровое кино, институт кинопремий в России вдруг выпал из повестки дня. Вручение золотых статуэток все больше напоминает обмен золотыми звездами. Общего между премиями только то, что на церемониях обычно пьют много алкоголя.

Помню, как накануне вручения «Золотого орла» я давал комментарии радиожурналистам, пытаясь спрогнозировать выбор михалковской киноакадемии. Что окажется решающим аргументом: социальный заказ или бокс-офис? Спецэффекты или актерская игра? Батальный масштаб «Сталинграда» или новая народность комедии «Горько!»? Как я был наивен! «Орла» вручили сами себе! Главный приз отдали «Легенде № 17», снятой на михалковской же студии «Три Тэ». Никаких сюрпризов, просто ритуальное подтверждение статус-кво.

Относительно либеральная «Ника» и отчетливо державный «Золотой орел» находятся в состоянии холодной войны, и весь смысл их существования сегодня заключается в ежегодном обозначении этой диспозиции. Кино давно ни при чем, а скудное количество российских фильмов делает шорт-листы премий практически неотличимыми. «Орел», к примеру, не включил в список документальных номинантов «Трубу», на призовом месте там красуется кино Сергея Ястржембского о его путешествиях в Африку. «Ника» «Легенду № 17» предсказуемо проигнорировала.

Зато экранизация романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» столь же предсказуемо одарена обеими институциями. «Орел» отводит ему чуть более скромное место: Александр Велединский получил приз за режиссуру, Константин Хабенский и Елена Лядова — за главные роли; «Ника» же назначила «Географа» главным фильмом года.

Основной функцией российских кинопремий сегодня становится сортировка режиссеров и фильмов на «наших» и «не наших», что в ситуации с отечественным кино смотрится трагикомично: узок круг тех, кто может снимать что-то смотрибельное, деньги они получают из одного источника, подписанты писем «за» и писем «против» нередко заседают за одним столом и работают в одних и тех же проектах. В результате случаются курьезы: «Сталинград» Федора Бондарчука фигурировал в шорт-листах обеих премий. И пролетел и тут и там, получив какие-то утешительные призы за спецэффекты. Будто и не было рекордных сборов в миллиард рублей за первую неделю проката. Будто фильм, рассказывающий об этой войне без шапкозакидательской риторики, — обычное дело в нашем кино.

Показательно и то, как обе премии стыдливо обошли серьезными наградами самый важный и очень успешный кассово (811 млн рублей) фильм года — комедию «Горько!». Презрев и вечный снобизм, и притворно-неловкую «народность» российского кино, этот фильм смело говорит со зрителем на его, возможно, и не самом литературном языке и в угаре пьяного веселья и горького отрезвления примиряет Россию айфона и Россию шансона. Кажется, именно такого примирения — при полном осознании инаковости друг друга — больше всего боятся ответственные лица на местах. Симптоматично, что и в программе единственного в стране кинофестиваля дебютов в Ханты-Мансийске эта картина тоже отсутствовала. Похоже, для российских киноинституций нет ничего страшнее жизни.

Но без интересных открытий и интриги все же не обошлось. Вот фильм «Летящие по ветру листья» («Ника» за лучшую женскую роль второго плана) — это вообще что такое? Это загадочное кино так ловко прошло в прокате, что его не видел ни один из моих коллег. А вот академики видели. И им даже понравилась Наталья Фатеева в роли… ей-богу, ужасно хочется узнать в какой.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Mail slonutka@mail.ru 19 апреля 2014
Единственный фестиваль кинодебютов - в Ханты-Мансийске? Ну сынок Михалкова с недавних пор устроил ещё один такой - в Омске.
Симоненко Иван 18 апреля 2014
Серьёзно? То есть, серьёзно? Вы находите фильм "Горько" комедией - ещё и смешной? Достойной хоть какой-то номинации картины?

Я не очень давно читаю ваш журнал, но нравится, что у вас всегда находится место для необычного мнения, для новости, о которой немногие слышали, для неожиданного взгляда. Но уж у этого фильма, должно быть, целая половина затрат ушла на критиков и ругать здесь какие-то киноакадемии за необъективно с таким аргументом - как минимум стыдно. Очень жаль, что вы не смотрели это кино: уж поверьте, смеяться негде, разве только плакать.
Mail mila.gagarina.85@mail.ru 17 апреля 2014
Приблизительно две трeтьих pocсиян не доверяют правительству. И правильно делают. Тoлькo пocмотрите: allfullinfo.net cepвиc, который был сделан министерством. Здесь размещена инфa о всех жителях СССР, это могут посмотреть все. А люди даже и не подозревают об этом.
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение