Фото: Валентин Барановский/ Интерпресс/ИТАР-ТАСС

7 вопросов Александру Сокурову — режиссеру и учителю

О кино как о литературе

О кино как о литературе

1 октября в Репино после трехлетнего перерыва возобновляет работу Кинолекторий Александра Сокурова (К.Л.А.С.). Экспресс-киношкола будет проходить в рамках Санкт-Петербургского медиафорума. О кинообразовании в России, о своей секретной киномастерской в Нальчике и о достоинствах кинолюбителей в интервью «РР» рассказывает сам Сокуров

Василий Корецкий поделиться:
25 сентября 2014
размер текста: aaa

1. В чем, по-вашему, главные проблемы кинообразования в России?

В отсутствии культурной базы. Режиссерам необходимо углубленное изучение литературы. Время формы прошло, сегодня основная проблема кинематографа — это формирование содержания. И я настаиваю, что основой кино является литературное качество — под ним я понимаю не красоту слова, а глубину мысли. Принципиально важно обнаружить это глубинное пространство у студента. И конечно, нужны обмены, стажировки. На моих картинах никогда не бывает практикантов из России — они просто не хотят. При этом у меня нет отбоя от практикантов из других стран.

2. Я видел две работы студентов вашего курса университета в Нальчике, и они кажутся очень европейскими. А как смотрели эти работы в Европе — вы же недавно вывозили их в Локарно?

Да, мы показывали почти двухчасовую программу. Аудитория была поражена — притом что технически работы наших студентов были очень скромными. Но поскольку весь принцип воспитания в моей мастерской строится на литературных традициях, то зрителей удивляла связь содержания работ с человеческими эмоциями. Зрителям в Локарно казалось, что авторы этих фильмов старше, чем на самом деле.

3. Да, их фильмы выглядят очень взрослыми…

Когда они пришли, они ничего не читали, не знали, кто такой Сокуров, не смотрели моих фильмов — и я надеюсь, что и сейчас не смотрят, я не разрешаю смотреть свои картины. Все-таки Кавказ — это зона, где культура заглушена полностью, где отсутствует общественная жизнь. Поэтому мы значительно увеличили курс литературы, обрушили на студентов ультимативное требование к учебной дисциплине — все, как в военном учебном заведении. И они сразу стали меняться. Сейчас они завершают работы за 4-й курс, и на К.Л.А.С.е мы как раз их покажем.

4. Государство каким-то образом участвовало в показе в Локарно?

Минкульт отказался нам помогать. Притом что еще не было такого случая, чтобы целая студенческая группа из России участвовала в фестивале класса А. Повод для отказа — отсутствие у наших фильмов прокатных удостоверений. Нам помогли Катя Мцитуридзе и РОСКИНО, нам помогала Алена Шумакова. Но помощи от государства не было. И никто из российских журналистов даже не пришел на показ.

5. К.Л.А.С. принципиально работает с непрофессионалами? То есть тут речь идет о создании несистемного слоя кинематографистов?

Это было бы прекрасно! А насчет непрофессионалов… Нужно иметь в виду, что современный молодой человек — на одну треть уже кинематографист. Требуется всего год-полтора, чтобы сделать из него режиссера. Другой вопрос, как привить ему потребность в художественном качестве. И тут К.Л.А.С. находится полностью в русле нашей концепции. В режиссуре должен быть аристократизм — не тот, о котором болтает Михалков, а аристократизм уточненного знания и крепости категорий.

6. Вы говорите о несистемных режиссерах. Знакомы с феноменом якутского полулюбительского кино?

Да, немного знаком. Предмета для художественного обсуждения там пока нет, это, скорее, социально-политический феномен, тут мы являемся свидетелями становления культуры. Народ начинает себя осознавать через кино: как Украина начинала себя осознавать через Параджанова и с большим опозданием — через Довженко.

7. Сегодняшняя общедоступность кинотехнологий, отсутствие порога вхождения в кино — хорошо или плохо?

Раньше кино не было столь публичным. Сейчас оно — проходной двор, все двери открыты. Из начинающих снимать мало кто понимает, что в кино того, что можно, гораздо меньше, чем того, чего нельзя. Работой с К.Л.А.С.ом я бы хотел показать, что не все двери можно открывать.

Награды Александра Сокурова

  • 1987. «Бронзовый Леопард» в Локарно за полнометражный дебютный фильм «Одинокий голос человека»
  • 1995. Европейская киноакадемия включает Александра Сокурова в список ста лучших кинорежиссеров
  • 1997. Россия награждает Сокурова Госпремией за документальные «Элегию из России… Этюды для сна» и «Духовные голоса»
  • 2004. Премия «Ника» за «Русский ковчег»
  • 2011. Главный приз Венецианского фестиваля получает «Фауст»
×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение