--

Снайпер против юности

Прогнозы и надежды «Оскара-2015»

22 февраля Американская киноакадемия вручит очередную премию «Оскар». Кому? «Русский репортер» предсказывает победителей и предлагает свою собственную версию идеального призового расклада

Василий Корецкий поделиться:
22 февраля 2015
размер текста: aaa

Лучший фильм

«Отрочество»

Ричард Линклейтер

Эпический проект режиссера Линклейтера, на протяжении двенадцати лет заставлявшего Патришу Аркетт, Итана Хоука и юного Эллара Колтрейна играть сцены из жизни проблемной, но в то же время немного буколической американской семьи. Замах был не меньше чем на киноаналог большого русского романа в духе Толстого. Результатом стала популярная энциклопедия американской жизни. Герои «Отрочества» выглядит типичными, легко узнаваемыми американцами, жизнь которых может быть сведена к набору хорошо известных тегов: разведенная семья, борьба за высшее образование, домашнее насилие или, наоборот, материнская и отцовская любовь, протестантизм и владение оружием, «Битлз» и «Звездные войны». «Отрочество» действительно стало главным американским фильмом года и получило кучу призов дома и за границей — включая три «Золотых глобуса» и приз за режиссуру в Берлине.

Лучший режиссер

Ричард Линклейтер («Отрочество»)

Съемки «Отрочества», идеально попавшего в цайтгайст 2014 года, требовали не только мастерства и дара провидения, но и личной преданности проекту. Актеры снимались безо всяких контрактов: закон запрещает нанимать актера на проект, длящийся дольше семи лет, а «Отрочество» снималось все двенадцать. Линклейтер вообще боялся не дожить до финальных эпизодов и просил Итана Хоука, если что, продолжить дело. К счастью, все обошлось.

Лучший исполнитель главной роли

Брэдли Купер («Американский снайпер»)

Новая работа Клинта Иствуда, фильм о печальной судьбе ветерана ближневосточных «крестовых походов», при всей злободневности военной темы все-таки не тянет на точное отражение духа времени — бесконечные военные кампании за границей и борьба с многоликим Мировым Злом уже несколько достали американскую общественность. Настолько, что этот довольно взвешенный и объективный портрет патриота-реднека, по зову сердца идущего на восточный фронт после событий 11 сентября, стал в Америке аналогом «Левиафана». Что это: милитаризм или, наоборот, скрытый пацифизм? Режиссер за кровопролитие или все-таки просто за Родину? Споры идут нешуточные. Но все сходятся в том, что актер Брэдли Купер создал очень убедительный портрет простака-идеалиста. Тот идет на войну мстить за мирных посетителей двух небоскребов, а вынужден стрелять в женщин и детей, за две секунды превращающихся из мирных жителей в партизан. Формально конфликт тут строится вокруг схематичного противостояния героя и его коллеги-антагониста. Но настоящая трагедия этого обманчиво простого фильма — разрыв патриотического шаблона, очень медленно, но непоправимо происходящий в сознании безусловно хорошего человека при столкновении с запутанной логикой и циничной реальностью войны.

Лучшая исполнительница главной роли

Джулианна Мур  («Все еще Элис»)

В задушевной трагедии никому не известного режиссерского дуэта Глацер Уэстмоленд Джулианна Мур играет пятидесятилетнюю женщину-лингвиста, постепенно забывающую все. Сперва — слово «лексикон» (каламбур сценариста!), а потом и сам лексикон, адрес, имя, год рождения, вообще все. Медленное развитие болезни Альцгеймера на ранних стадиях оставляет место для психологической игры — а ближе к финалу, когда память героини становится подобна решету, Мур приходится играть уже практически без слов. Пятнадцать лет назад на на «Оскара» претендовала Джуди Денч, сыгравшая разбитую той же болезнью Айрис Мердок, — но безрезультатно. На этот раз у Альцгеймера должно получиться.

Лучший фильм на иностранном языке

«Ида», Павел Павликовский

Польский «Левиафан», навлекший на себя гнев охранителей из Польской антидиффамационной лиги. Камерная история католической послушницы из 1960-х годов, вместе с тетей разыскивающей могилу своих родителей, которые оказываются — сюрприз-сюрприз! — погибшими во время немецкой оккупации евреями. Казалось бы, что общего у этой истории с фильмом Звягинцева? Да все! Водка, беспросветность (грязное польское межсезонье снято в мрачном чб) и безысходность советского быта — как и героиня Елены Лядовой у Звягинцева, тетя в конце концов бросается в пропасть двора-колодца. А еще кости, равнодушный Бог и люди, не ведающие разницы между добром и злом. Фильм по касательной затрагивает драму отношений между поляками и евреями во время Второй мировой. И, конечно, церковь. Правда, у Павликовского она служит убежищем, тихим оазисом, где можно спастись от драмы жизни, а у Звягинцева оказывается активным участником этой самой драмы. Осуждение одновременно ужасов Холокоста и тихого советского ада — формула беспроигрышная. Тем более что «Ида» — не плакатная агитка, а действительно тонкое, деликатное, меланхоличное кино.

Лучший документальный фильм

«Гражданин четыре»

Лора Пойтрас

Эдвард Сноуден, положительный молодой человек в очках и с намечающимся животиком, безвылазно сидит в номере гонконгского отеля и рассказывает журналистам Washington Post и Guardian о том, как АНБ с санкции Барака Обамы следит за каждым американцем. Да и за каждым вторым человеком на земле, фиксируя и записывая все телефонные разговоры, перлюстрируя всю электронную переписку, банковские транзакции, данные с проездных билетов. Атмосфера в номере самая что ни на есть параноидальная — Сноуден переписывает на лаптопы журналистов секретные данные, спрятавшись под одеяло и отключив телефон. В какой-то момент в коридоре начинает трезвонить пожарная сигнализация. И все ждут, что за дверьми номера их уже ждут люди в черном. Предмет фильма — тихий гражданский подвиг сотрудника АНБ, сообщившего миру о том, что американская свобода — это рабство, а демократия — паноптикум. Снимает его на видео Пойтрас, американка, давно включенная АНБ в длинный список неблагонадежных граждан, а потому живущая в Берлине.

Фото: Berlinale/dpa/Global Look Press; Dave J Hogan/Getty Images; for The Moet British Independent Film Awards; Каро-Премьер; sony Classics Pictures/Entertainment Pictures/Zuma Press/Global Look Press; Opus film; RADiUS-TWC/Courtesy Everett Collection/East News; XX Век Фокс СНГ (2); Planet photos/Global Look Press; mapstothestarsfilm.com; Анна Матвеева/Нон-Стоп Продакшн

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение