--

Не только страдание

Любовь без запрета, игра теней и донецкий натюрморт. Лучшие фото года

На прошлой неделе были подведены итоги самой престижной премии в области фотожурналистики World Press Photo. От международного жюри конкурса всегда ждешь не просто хорошего выбора, а чего-то вроде иконы эпохи, изобразительного ряда, символизирующего прошедший год в истории. Впервые фотографией года не стало кровавое месиво. На первое место вышла любовь, а не война. Мир через фотокамеру пытается осознать, что же с ним происходит

поделиться:
24 февраля 2015
размер текста: aaa

Вэтом году впервые за долгое время я увидела World Press Photo с обычным человеческим, а не с окровавленным лицом. Главной фотографией года стала работа датчанина Мэдса Нильсена о любви — той, что не знает границ и запретов. В ней замечательный свет и цвет, полное отсутствие пошлости и прекрасно переданная интимность момента. Я очень рада, что эта фотография сделана в России. Совершенно убеждена, что любовь всегда лучше войны и ненависти, и именно любви, доброты, нормальной человеческой жизни мне всегда не хватало в WPP. В этом году хватило. Порадовала и география — оказывается, интересные снимки можно делать не только в бедных странах Африки, Азии и Латинской Америки.

Конечно, рада за двух Сергеев — Ильницкого и Пономарева. Тяжело, что кровь объединила их снимки. Донецкий натюрморт — очень страшная работа, и кровь цвета стоящих на столе помидоров не идет из головы. Как точно уловлено это мгновение — только что остановленная войной обыденная жизнь! Как страшно!

Если говорить о «русском следе» на WWP — два слова о портретах российских дешевых красоток в таких же дешевых интерьерах. Уж сколько мы этого перевидели! Последними были безвкусные уличные музыканты в Сочи пару лет назад — ход, думаю, один и тот же. Но смотрю на эти портреты и скорбно думаю, что автор их, итальянец Андреа Роккелли, уже ничего никогда не снимет — он погиб на Украине 24 мая 2014 года в возрасте 30 лет. Его выдающийся снимок сидящих в погребе детей стал для многих из нас каноническим.

Ждала, что Украины на снимках будет гораздо больше. Я видела столько фантастического материала, отснятого на Майдане, — и фактическое отсутствие украинской революции среди снимков-победителей, если честно, удивляет. Особенно когда вспоминаешь, сколько было на WPP революций арабских. Возможно, лишний раз стоит отметить, что важное для нашей части света не будет таким же значимым для других континентов. Также делаю вывод, что подписи под снимками по-прежнему играют большую роль.

Потрясающая сага Дарси Падиллы (смотри содержание стр. 2). От нее просто спирает дыхание, слезы на глаза наворачиваются от деликатности и при этом вовлеченности фотографа в историю жизни несчастной женщины. Почти все понятно без подписей. Блестяще! Подумала, что если бы такая история была снята в России, то на фотографа, скорее всего, спустили бы собак многочисленные патриоты. При этом два других долгосрочных проекта не тронули меня почти никак.

Очень понравился проект с дронами и тенями (Томас ван Хутрайв). Это же просто фотографический Джакометти — очень изобретательный подход!

Я вижу, как часто бывает в последнее время, много работ, в которых фотография не является целью, а используется лишь как средство. Не хочу сказать, что это плохо, — хочу сказать, что это все же не фотожурналистика. Допустим, история про похищенных нигерийских девочек, вещи которых снимала Гленна Гордон. Согласитесь, если бы их школьные платья были нарисованы акварельной краской, а не сфотографированы, ничего бы не изменилось. Бесконечные переснятые страницы дневников тоже имеют отношение скорее к криминалистике, а не к фотографии. Тем приятнее и радостнее показалась история, в которой использованы формальные прикладные приемы, но основной целью осталась фотография как таковая. Это история про собственных дедушку и бабушку, снятая Саркером Протиком, фотографом из Бангладеш. В ней тоже, с одной стороны, все понятно без подписей, с другой — каждый может найти что-то, созвучное лишь собственному настроению и ощущению. Очень тонкая, изящная, глубокая и грустная работа, посвященная ушедшим и уходящим.

Было несколько серий, которые без подписи вообще распадались бы на отдельные и не всегда удачные образы, — то есть отсутствовало единое стилистическое или цветовое решение. Такими показались мне истории из Шарлеруа и из Монголии.

Если говорить о моей личной фотографии года, ею стала тренировка обезьянки для цирка, снятая китайским фотографом Юн Чжи Чу. Безупречная работа — и стилистически (какой страх, какая экспрессия!), и композиционно: веревка, уравновешенная рулем велосипеда, — это просто блеск! Мне кажется, в истории цирковой обезьянки есть еще одна вещь про современный мир — про странное и удивительное право сильного насиловать слабого и несчастного, издеваться над ним.

Вторая очень полюбившаяся мне работа — тоже китайская. Рынок быков, работа фотографа Цай Шэн Сян. Ах, как же тонко все прорисовано! Не фотограф, а наследник китайской каллиграфии! Нежный утренний свет, нежный цвет, средневековое умиротворение, будто на картинах старых мастеров. Работа, на которую хочется долго смотреть, отходить, возвращаться и просто пропитываться ею.

Третья работа, близкая моему сердцу, — тоже китайская. Это портрет рабочего с фабрики, где делают игрушки для Нового года, авторства Жун Хуэй Чэнь. Человек в новогодней шапочке, задыхающийся в стенах, покрашенных кровавой краской, — страшный символ.

Общее ощущение от премии — что выставка WPP наконец-то сдвинулась с позиций, на которых долго и упорно стояла в течение многих лет. Ее организаторы отважились показать жизнь не только в ее бесконечном страдании и уродстве, но и во всем многообразии и сложности. Спасибо жюри!

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение