--

Сентиментальный марш

16 мая 2015

поделиться:
размер текста: a a a

Много лет без большой войны суть безусловное благо, у которого есть и обратная сторона. Все больше людей даже приблизительно перестают понимать, что это такое — война. Тогда-то она и приходит.

Иммануил Кант писал, что если «для решения вопроса: быть войне или не быть? — требуется согласие граждан, то… они хорошенько подумают, прежде чем начать столь скверную игру. Ведь все тяготы войны им придется взять на себя». Тем не менее такое согласие, как показала двухсотлетняя история республиканских политических режимов, вполне достижимо.

Сейчас зреет все больше причин, ведущих к мировой войне. Все меньше остается условий, которые бы ее предотвращали. И очень не хватает главного из таких условий. А это просто-напросто миролюбие.

Со времен европейского Просвещения, и особенно в последние десятилетия, общественная мысль предпочитает уповать на «системные» способы регулирования поведения человека: законы, политические конструкты, международные договоры. Но человек не такой. Самые мудрые общественные системы сдерживают его лишь до поры. А способность самых глупых или вредных из них направлять его поведение также ограничена. Человек наделен свободой воли, то есть свободой выбора.

По-настоящему значимы для общества лишь те изменения, которые происходят в самих человеческих сердцах. Законы, конечно, могут им способствовать. Трагически известные гитлеровские расовые законы, которые открыли во многих душах черные бездны. А был и Миланский эдикт о веротерпимости 313 года. После него Римская империя постепенно стала христианской, и в ней как-то само собой довольно быстро исчезло рабство — задолго до «феодализма», то есть без объективных экономических оснований. Просто люди стали добрее и научились ценить в любом другом человеке «образ Божий».

В сегодняшнем мире так мало того, что искренне волновало бы нас — и при этом было бы сильным источником добра. Да, для многих в мире это по-прежнему религия Христа, но до глубин добра и любви в ней доходят далеко  не все христиане. Теперь человек мало что ценит по-настоящему, мало во что верит. Он становится беззащитен перед насилием, источник которого — другой, такой же, как он, то есть он сам. А ему как-то даже все равно… Мы понемногу превращаемся во врагов самим себе. И, конечно, если так пойдет, скоро все больше и больше людей пойдут сами против себя воевать.

Но есть существа еще более беззащитные, чем сам человек, и в то же время также являющиеся человеками. Существа, способные вызывать в нас остатки высших инстинктов добра, милосердия, стремления к миру, стремления к счастью. Это дети.

Сейчас уже мало в чем можно быть уверенным. В том числе в том, что мы, взрослые, достаточно часто смотрим своим детям в их совершенно ясные глаза, откуда к нам несутся лучи света. Достаточно чутко воспринимаем их лепет, в котором, если вслушаться, выговаривается, докладывается нам тайна творения мира. А при этом он еще и бесконечно трогателен.

Голоса детей. Не ими ли отдаются нам — простым людям, но при этом полноправным членам общества, и политикам, и генералам — краткие и четкие команды: прекратите воевать! Не любите войну! Обеспечьте мир.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение