--

История чернухи и любви

15 октября 2015

поделиться:
размер текста: a a a

В этот номер мы думали сделать небольшую заметку об истории России в цитатах из книг Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич. Думали, да не сделали — то ли потому что книги уж очень грустные, то ли потому что складно не выходило, а честно говоря, и не успевали сделать хорошо. Сама-то Алексиевич свои книжки собирает по двадцать лет, а тут мы за пару часов хотели сконструировать нечто тем же методом, что и она: редактируя прямую речь.

Метод Алексиевич во многом похож на методы репортера, кинодокументалиста, драматурга документального театра. Просто она собирает материал дольше, больше и слезоточивее. Что приятно вдвойне: нобелевку получил российский писатель, да еще фактически репортер-документалист.

Писатель Андрей Рубанов заметил, что книги Алексиевич полны уныния, в них нет света и надежды. В перестройку в таких случаях говорили: «чернуха». Я не берусь судить, так ли это. Я не обсуждаю литературные достоинства Алексиевич, я не критик (и к тому же у нас в номере в рубрике «Книги» есть колонка профильного обозревателя Константина Мильчина). Меня этот тезис зацепил как редактора. Мой опыт показывает, что если собираешь фактический материал, берешь много интервью с живыми настоящими людьми, то сам материал не может состоять из одной чернухи и уныния, в нем должен быть свет надежды. Спорим, что я за минуту найду в любой книге Алексиевич свет и надежду? Я уверен в этом не только потому что кое-что читал, но и потому, что знаю: человеческая жизнь не окрашена в один цвет. И еще я придумал метод.

Метод такой: идти по тексту книги до первого встречного слова «любовь».

Вот про революцию и большевиков из «Зачарованных смертью»: «Я помню (через столько лет!), что взгляды делились: одни — за свободную любовь, но с «черемухой», то есть с чувством, другие — без всякой «черемухи».  Я был за то, чтобы с «черемухой», чтобы целовать. До чего же смешно, черт возьми, сегодня об этом вспоминать…» По-моему трогательно, что бы ни думала автор по поводу большевистской ностальгии.

Вот из известнейшей книги «У войны не женское лицо». Там есть такой эпизод: нацисты расстреляли в гетто мальчика и девочку, которые целовались: «День прошел, второй. Третий. У меня мысль крутится и крутится. Это же надо понять: они целовались не дома, а на улице. Почему? Они хотели так умереть. Конечно. Знали, что все равно погибнут в гетто, и хотели умереть по-другому. Конечно, это любовь». Конечно — история любви не может быть чернушной.

Или вот про Афган из книги «Цинковые мальчики»: «— Заниматься любовью на войне и после войны — это совсем другое дело… Все, как в первый раз… — «Град» стреляет… Мины летят… А над всем этим  стоит: жить! жить! жить!» В последнее время многие могут подтвердить этот тезис: обстрелы — это страшно, но жить и любить хочется.

Тут я подумал, что победил: есть свет и любовь и в самой грустной книге, и приступил к поиску по книге «Время секонд- хенд»… Там много про любовь, но часто в связи с деньгами, танками и бедностью: «Помню это опьянение… Ты можешь исполнить все свои желания, тайные фантазии. Я много узнал о себе: во-первых, что у меня нет вкуса, а во-вторых, что я закомплексован. Не умею с деньгами обращаться. Я не знал, что большие деньги должны работать, они не могут лежать. Деньги — такое же испытание для человека, как власть, как любовь…»

И тут я начал подозревать, что, возможно, ошибся либо в тезисе, либо в методе. А вы думаете, легко ли найти свет в предельно грустных историях всего лишь по поиску слова «любовь»?

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
//
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение