--

Невыносимое желание общаться

Прошлое, настоящее и будущее мира мессенджеров

В начале этого года количество пользователей мессенджера WhatsApp превысило миллиард человек. СМС постепенно уходят в прошлое — по всему миру люди все больше используют разнообразные сервисы мгновенных сообщений, так как они удобнее, надежнее, дешевле. И еще они модные. Мессенджеры вошли в нашу жизнь 20 лет назад, они переживали разные времена, но сегодня определенно находятся на пике популярности и меняют повседневность в той же мере, в какой в свое время это делали соцсети. С каждым днем ответов на вопрос «Чего нельзя сделать при помощи мессенджера» становится все меньше. Устроить рабочий чат, заказать пиццу, выбрать кино на вечер, вызвать такси, купить билеты на самолет, отправить настоящую телеграмму (это не шутка). Разнообразие и функционал данного сегмента IT-рынка уже не просто удивляет. «РР» вспомнил, как менялся мир мессенджеров, и попытался понять, что его ждет в будущем

Константин Мильчин поделиться:
28 апреля 2016
размер текста: aaa

Первые варианты программ, которые позволяли обмениваться сообщениями, появились еще на заре электронной эры, в те времена, когда компьютеры были размером с комнату, а компания IBM оценивала рынок в 50 машин ежегодно. В 1980-х создаются различные программы обмена текстами для корпоративных сетей. Из них позднее разовьются как мессенджеры, так и электронная почта. Но настоящая история сервисов мгновенных сообщений начинается с ICQ.

В 1996 году в Тель-Авиве несколько израильских подростков придумали программу, которая позволяла пользователем интернета бесплатно переписываться. Как в чате, только быстрее. ICQ расшифровывалась как «I seek you» (я ищу тебя). Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир сперва больше развлекались, чем думали о бизнесе. Тем не менее они основали небольшую компанию Mirabilis и принялись раздавать свою программу бесплатно. Идея лежала на поверхности — персональные компьютеры и интернет перестали быть новинкой, причем люди пользовались компьютером не только на работе, но и дома. Оставалось только придумать программу, которая позволяла бы им легко общаться друг с другом.

ICQ развивалась стремительно: с 7,5 миллионов пользователей в 1997 году до 100 миллионов — в 2001-м. В 1998 году за ICQ борются два тогдашних гиганта IT-индустрии, America Online и Microsoft, побеждают первые и покупают ее за 400 с лишним миллионов долларов — огромная по тем временам сумма для стартапа.

В России ICQ называли «Аськой» или «тетей Асей» — в честь героини популярного ролика рекламы стирального порошка. Продвинутый конкурент «Аськи», более сложный и потому получивший популярность в основном у айтишников сервис IRС назывался «Иркой». Вплоть до конца нулевых «Аська» — самый популярный в России сервис мгновенных сообщений. Ты пользуешься «Аськой» — значит, ты современный человек. В начале нулевых это атрибут профессионала из мира медиа и пиара. Но вскоре активность в «Аське» начинает означать лишь то, что ты умеешь общаться в интернете. Все это похоже на чудо — ты сидишь в офисе или в интернет-клубе и переписываешься с человеком из какой-нибудь Америки. Бесплатно!

В «Аське» проводились свои флэшмобы — скажем, в 2007 году перед выборами города для зимней Олимпиады-2014 патриотам предлагалось изменить расцветку эмблемы мессенджера — ромашки. Сейчас, когда люди постоянно играются с цветами флагов на аватарках в Фейсбуке, подобные акции кажутся наивными, но тогда это был большой скачок вперед. Выдуманные или реальные комические диалоги из «Аськи» — непременный атрибут нехитрого интернет-юмора нулевых годов, чаще всего это переписка айтишника и глупого контрагента.

<Леся> А мне хакер эксклюзивный номер аськи продал! Всего за 10 баксов!

Шестизнак?!

<Леся> Неа. 297940489

Дура...

<Леся> Да ты че! Такого больше ни у кого нету!!

Первоначальная идентификация была не по буквенным логинам, а по цифрам (от пяти до девяти). Впрочем, в те времена, когда мобильные телефоны только входили в обиход и головы людей представляли собой записные книги, запомнить девять цифр не было проблемой. Тем не менее особым почетом пользовались так называемые «шестизнаки» и даже «пятизнаки», номера из шести или пяти цифр. «Блатные номера» могли украсть — вообще тема взлома и воровства ICQ всегда муссировалась. Где-то в середине нулевых истории про взлом «Аськи» с последующим возвращением в обмен на 500 долларов (чаще всего называлась именно эта сумма) были довольно популярны. В «Аське» знакомились, как в социальной сети, в «Аське» появились первые роботы-разводилы. Помимо безопасности мессенджер часто критиковали за нестабильность программы и изобилие спама. Одно время предложения купить базу кредитных карт («украдены в Европе, россияне не пострадают, а че европейцев жалеть») поступали так же часто, как и сообщения от друзей. Впрочем, что спам — не меньше раздражала официальная реклама, которая атаковала пользователя яркими красками.

В начале нулевых для ICQ появляются «клиенты» — программы, через которые в нее заходить удобнее, чем через оригинальную. В России популярны QIP и Miranda, их можно установить и на первые «смартфоны», точнее говоря, более сложные модели телефонов с цветным экраном. В конце нулевых появляются версии «Аськи» для айфонов и андроидов, а ее владельцем становится российский бизнесмен Юрий Мильнер, который передает ее в состав Mail.Ru Group. Но популярность мессенджера уже стремительно падает, старая магия не работает. Собственно, нынешняя ICQ обладает огромным количеством функций — вплоть до видеозвонков. Но кому это нужно сейчас? «Аськой» пользуются только люди, так и оставшиеся душой в нулевых.

Взлет и падение титанов

Параллельно с ICQ крупнейшие IT-корпорации начинают войну за рынок мгновенных сообщений. Появляются America Online Instant Messenger и Yahoo Messenger. В 1998 году Microsoft пытается купить ICQ, но терпит неудачу и начинает разработку собственного сервиса. Продукт получил название MSN Messenger. Он несколько раз менял свое имя и в итоге стал называться Windows Live Messenger. Во многих версиях Windows он устанавливался автоматически, что облегчало жизнь простым смертным и формировало широкую клиентскую базу. В начале 2000-х для значительного числа пользователей необходимость установить что-нибудь на свой компьютер была катастрофой. К тому же на многих рабочих машинах в крупных компаниях ICQ могли не разрешать. А MSN входит в базовый пакет. Особой стабильностью, как и многие продукты Microsoft, он не отличался: история переписки постоянно исчезала, чат слетал, пользоваться было не особо удобно. Зато спама было гораздо меньше. MSN относительно бодро поддерживал видео, что для начала нулевых было круто. В те невинные «доютюбовские» времена были распространены «диски с приколами», разные смешные корпоративные видео. Классическим примером комического видео был жанр «во время делового видеозвонка на заднем плане прошла голая девушка / собака съела пиццу». Особой мифологии или магии вокруг MSN не возникло, он был просто массовым сервисом. Microsoft постепенно совершенствовал свою программу, появились звонки на обычные телефоны. В 2009 году на пике популярности MSN пользовались около 330 миллионов человек, но в 2011 году, купив Skype, Microsoft решил объединить два сервиса.

Skype был создан шведско-датско-эстонской командой. Собственно, это главная гордость эстонской экономики: около половины мощностей и сотрудников компании работают в Таллинне и Тарту. Сначала Skype просто давал возможность удобно и бесплатно звонить с компьютера на компьютер, он воспринимался (да и сейчас воспринимается) прежде всего как сервис для аудиовизуального онлайн-общения, а уже потом как мессенджер. В начале нулевых основным видом дешевой международной связи были карточки IP-телефонии, нужно было звонить на специальный номер, набирать свой логин и пин-код — и только потом номер абонента. А тут сразу звонишь нужному человеку: дешево, если у него нет «Скайпа», и бесплатно, если у него «Скайп» есть. Тогда это казалось каким-то нереальным волшебством. Потом появился чат, функция платных звонков на телефоны и видеочат. Видеозвонки через Skype напоминали связь Центра управления полетами с Международной космической станцией. То есть если у тебя есть Skype, ты почти космонавт. У программы довольно быстро появились идейные враги: во-первых, спецслужбы (так как до 2011 года ее не удавалось взломать), а во-вторых, мобильные операторы, которые считали, что сервис ест их хлеб. В 2014 году Skype достиг пика популярности и замер.

Мобильная революция и социальные сети

Пока что все мессенджеры, о которых шла речь, работали преимущественно со стационарными компьютерами. В условиях, когда рынок смартфонов и мобильного интернета находился в зачатке, это было понятно. Но развитие мобильного интернета существенно перетряхнуло рынок. Такие гиганты, как Skype, пропустили мобильную революцию, а тем временем трафик карманного интернета неуемно рос и требовал качественно нового подхода. Это можно считать одной из основных причин появления на рынке проектов, поначалу не аффилированных с крупными IT-корпорациями.

— Теперь у каждого пользователя есть компьютер, который не только всегда с пользователем, но и постоянно подключен к интернету. Это открывает новые возможности для обмена сообщениями, которые на английском языке так и называются — instant messages, то есть «мгновенные», — говорит Алекс Пацай, директор по програм-менеджменту в Parallels (международная компания, специализирующаяся на разработке программного обеспечения. — «РР»). — Пользователь теперь действительно имеет возможность получить сообщение и ответить на него мгновенно, где бы он ни находился, — благодаря смартфону. Смартфон также добавляет возможности должной идентификации пользователя, получения информации о местоположении и прочие, что для разработчиков мессенджеров в свою очередь создает условия создания сервисов, которые во времена AOL IM, ICQ, MSN были невозможны.

На современное состояние мессенджеровой культуры оказали серьезное влияние и социальные сети. Фейсбук и ВКонтакте также предоставляли возможность для обмена сообщениями, но их главным товаром была новая социальность. В результате пути соцсеток и мессенджеров разошлись.

У создателя Фейсбука Марка Цукерберга была давняя идея-фикс: электронная почта должна умереть. И в какой-то момент он действительно приблизился к этому: активные пользователи соцсети Фейсбук все больше пишут в личных сообщениях то, что раньше писали только по почте. Сперва сообщения были одной из опций, потом превратились в отдельный сервис. Сейчас зарегистрироваться в Facebook Messenger можно, даже не создавая своего аккаунта в Фейсбуке. Facebook Messenger удобен тем, кто проводит много времени на основном сайте социальной сети: тут и общение со всем миром, и видеозвонки, и возможность пересылать файлы и даже звонить на городские телефоны. Отдельной магии не нужно — есть магия самого Фейсбука и удобство от того, что вся жизнь проходит в одном окне браузера. Ну а приложение мессенджера для телефона — одно из самых удобных. Но именно тесная связь с Фейсбуком в известной степени мешает его мессенджеру. Сейчас у сети слишком много активных ненавистников, которых Фейсбук раздражает. Они хотят чего-то отдельного.

— Мессенджеры — это если не конкуренты социальных сетей, то как минимум серьезное к ним дополнение, — продолжает Алекс Пацай. — Социальные сети за эти десять лет прошли серьезную трансформацию: если посмотреть на тот же Фейсбук, люди стали публиковать гораздо меньше личной информации, и социальные сети стали прежде всего инструментом распространения новостей и мнений. А необходимость в общении осталась, и мессенджеры хорошо заполняют эту нишу. Другое дело, что разработчикам не очень интересно находиться в положении именно «простого мессенджера», им нужно удерживать пользователей и увеличивать количество времени, которое они проводят в приложении. Поэтому мессенджеры начинают превращаться в «платформу», где появляются все те же распространение информации и дополнительные сервисы. И тут мессенджеры уже начинают вступать в конфликт с социальными сетями — борьбу за «внимание» пользователя.

Интимные и уютные 

— Почему все внезапно побежали из социальных сетей в мессенджеры? В 2013 году заговорили о том, что Фейсбук уже не крутой, подростки в нем не тусуются, потому что там куча их родителей, бабушек и учителей. Фейсбук перестал быть территорией свободы и веселья. Поэтому они стали уходить в Снэпчат и Инстаграм. У соцсетей принцип вещания one to many: тебя читают и знакомые, и просто левые люди из интернета. Не всем подходит такой тип коммуникации. Не всем комфортно делиться информацией личного характера с неопределенным кругом людей, — говорит Андрей Бродецкий, главный редактор журнала Apparat, рассказывающего о жизни человека сквозь призму технологий.

Мессенджеры вроде WhatsApp дают как раз то, чего не хватало соцсетям. Это концентрация на беседе с конкретным человеком, отсутствие лишней информации и людей, высокая скорость. На сегодня WhatsApp привлек миллиард активных пользователей, там циркулирует 10 миллиардов сообщений в день. Удивительным образом этот сервис устраивает всех. Он быстро работает, ест мало трафика, у него удобные бесплатные звонки, его все еще не запретили в Китае, у него есть набор смайликов на любой вкус. Но, наверное, главное отличие WhatsApp в том, что он рассчитан не только на первый и второй мир, но и на третий — на страны, где у людей простенькие телефоны с медленным интернетом. WhatsApp стал быстрее других набирать популярность и пользователей; в итоге в 2014 году компанию купил Фейсбук за 19 миллиардов долларов.

Еще одна важная итерация мессенджеров новой волны — это Telegram. Его придумал создатель «ВКонтакте» Павел Дуров. Изначально Telegram казался очередным сервисом обмена сообщениями с аскетичным дизайном и, по слухам, был недоступен для взлома. К 2016 году подтвердилось, что это действительно невозможно или, по крайней мере, очень сложно. Иначе спецслужбы всего мира не жаловались бы на изделие Дурова с такой частотой. Его использовали парижские террористы для подготовки своих преступлений, им пользуются идеологи запрещенной в России организации ИГИЛ. Но самое интересное не в этом. В Telegram оказался востребован сервис канала. Своими каналами начали потихоньку обзаводиться СМИ и отдельные журналисты как в России, так и в разных странах мира: еще в 2014 году Telegram стал основным каналом общения с внешним миром у компании, занимающейся автобусными перевозками на Канарских островах. ИГИЛ тоже не дремлет и ведет через Telegram свою пропаганду, хотя Дуров периодически закрывает эти каналы. Вообще в Telegram все как во взрослой жизни: котики, секс, музыка, кино, IT и каналы, которые ведут мониторинг интересных каналов. Здесь нашли свое прибежище участники нескольких имиджбордов — анонимных интернет-страниц.

Одна из главных проблем современных мессенджеров в том, что мало кто умеет на них зарабатывать. У них есть колоссальные аудитории, но нет колоссальных денег.

— На сегодня, несмотря на триллионы сообщений, которые циркулируют через популярные мессенджеры, выручка от сообщений все равно большей частью остается у мобильных операторов, по-прежнему зарабатывающих деньги на СМС и ММС. Она будет снижаться за счет сообщений в мессенджерах, но вот монетизировать их мессенджеры пока что не умеют. По крайней мере так, как это умеют операторы, — считает Алекс Пацай, — Пока что лучше всего зарабатывают на мессенджерах азиатские разработчики, но интересно будет наблюдать за тем, как это попытается делать Фейсбук со своими Messenger и WhatsApp.

Рождение суперплатформы, или браузер для простых задач

Пока что идея глобального супермессенджера не реализована. Да и вряд ли это возможно. Часто мессенджеры распространяются только в отдельных странах. Например, Gadu-Gadu в Польше. Или, скажем, WeChat в Китае. В России он известен в основном на Дальнем Востоке и еще среди тех, кто имеет дела с китайцами. Дело в том, что в Китае заблокированы Фейсбук, Skype и большинство продуктов компании Google, а остальные сервисы некитайского происхождения, включая большинство мессенджеров, работают крайне медленно. Сообщения по WhatsApp загружаются через раз, а вот WeChat отлично работает даже в неторопливом китайском вайфае. При этом WeChat имеет множество дополнительных функций. Там не просто можно отправить абоненту свою точную геопозицию, как во многих чатах. WeChat позволяет включить слежение за собой любимым через спутник в режиме реального времени. И это полезно не только для нервной системы беспокойных родителей, это удобно, если вы, скажем, идете навстречу другу по незнакомому городу.

WeChat — это не только мессенджер, но еще и сервис микроблогинга и социальная сеть, где можно выкладывать посты и фотографии, собирать плюсы и набирать комментарии иероглифами. И еще сервис моментальных знакомств вроде Tinder. Вы включаете режим поиска, и вам тут же начинают писать особы противоположного пола. Впрочем, чаще всего они будут предлагать вам какие-нибудь умеренно бессмысленные услуги вроде совета косметолога или физиотерапевта-любителя. Наконец, WeChat — это еще и удивительно удобная система моментальной оплаты. В крупных китайских городах с ее помощью можно купить все — от билетов на самолет до уличной еды. Встроенный сканер считывает QR-код продавца, и вы переводите ему нужную сумму.

Превращение мессенджера в многопрофильную платформу, где можно заказать пиццу, заплатить за автобус и найти любовника — это одно из главных направлений, в котором будут развиваться коммуникативные сервисы. Андрей Бродецкий характеризует эту тенденцию как превращение мессенджера в своего рода браузер для несложных операций.

— Одна из причин популярности мессенджеров — это «усталость» от приложений. В популярных магазинах App Store или Google Play миллионы приложений, и пользователи стали меньше устанавливать приложения на свои устройства, — говорит Алекс Пацай, — В теории мессенджер как платформа предоставляет возможность сразу в одном приложении получить доступ к необходимым пользователю сервисам. Однако есть риск, что мессенджеры в будущем окажутся так же перегружены каталогами сервисов и ботов, и у пользователей наступит усталость от мессенджеров. Тогда внезапно может возникнуть запрос на мессенджер «без мусора», то есть на сервис, где основной и единственной компетенцией будет именно возможность общения, а не вызов такси, оплата банковских счетов или резервирование ресторанов.

Революция механических джиннов

— Не могу сказать, что сегодня все вкладываются в мессенджеры — это только одно из направлений, — говорит венчурный инвестор Александр Галицкий. — Традиционные мессенджеры трудно монетизируемы. Но если я перехожу на следующий уровень — обработка запроса — тут появляются новые возможности. Сегодня на рынке речь не идет о том, что кто-то будет вкладываться в традиционный мессенджер для общения человека с человеком. Основное направление — это развитие общения человека и машины. Людей интересует искусственный интеллект.

Боты — это интеллектуальные автоматизированные помощники и одно из самых перспективных направлений на рынке IT. Они населяют мессенджеры и, как джинны из лампы, исполняют желания своих хозяев: найти, показать, перевести, объяснить. Правда, пока с переменным успехом. Александр Галицкий убежден, что общение логически мыслящей машины и человека — это та область, которая выстрелит в ближайшие два года. Сегодня активно развивается обработка запросов именно с точки зрения смысла, формируется экспертизная составляющая, которая помогает человеку принять решение, и это очевидное конкурентное преимущество перед обычным поиском.

Популярность ботов только набирает обороты — за этим можно наблюдать на примере Telegram, где новые боты появляются ежедневно. Они не только присылают курсы валют, прогноз погоды, информацию о пробках, советы от опытных пикаперов, последние новости из «Дома-2» и прочие необходимые в любое время суток вещи, но еще и позволяют делать разные интересные вещи. Например, @bookbot ищет книги по наводящим вопросам, а @matchmaker_bot ищет одновременно киносеанс и партнера/партнершу на него.

— О ботах много говорят как об интерфейсе будущего, хотя некоторые считают их очередной блажью айтишников, которые соскучились по интерфейсу командной строки, пусть и на понятном языке, — говорит Алекс Пацай. — Хотя разработчики и пытаются подать ботов как способ решения любой задачи, они больше подходят для простых информационных задач. Вспомните хотя бы, сколько времени у вас занимает выбрать подходящую гостиницу или билеты на примерную дату, и станет очевидно, что графический интерфейс сайта или мобильного приложения будет для таких задач гораздо удобней. Боты сейчас — это определенно «модная тема», популярный buzzword, и все пытаются не отставать от этого поезда, надеясь, что это окажется the next big thing.

Так или иначе, идея общения человека и отзывчивой интерактивной среды гораздо шире, чем просто бот из мессенджера. Определенную нишу боты в мессенджерах, пожалуй, займут, но это скорее будет скромная роль служб поддержки или онлайн-покупок простых товаров. Очевидно, что рынок голосовых помощников, искусственного интеллекта будет расти, и от этого никуда не деться. Пессимисты от IT говорят о том, что общаться с машиной психологически некомфортно. Оптимисты — о том, что разнообразные боты заменят не только длительное копание в поисковиках и окнах браузеров, но и уничтожат целый ряд профессий вроде бухгалтера, нотариуса, журналиста и так далее.

***

За двадцать лет истории сменилось два поколения мессенджеров. Сначала это были программы, рассчитанные исключительно на компьютеры. Второе поколение ориентировалось уже на телефоны, где «десктопная версия» превратилась лишь в дополнительную услугу. Гонка вооружений среди мессенджеров продолжается — за удобство и простоту, с одной стороны, и за статус культовости, с другой. И если сейчас лидирует WhatsApp, то далеко не факт, что ему удастся долго продержаться на вершине. История ICQ в данном случае очень поучительна.

Что будет дальше? Сейчас уже есть несколько интересных сервисов, которые предлагают особый вид услуг. Например, Confid — сервис, гарантирующий полную конфиденциальность и немедленно стирающий сообщения. Еще в эпоху СМС некоторые операторы предлагали более дорогие эсэмэски, которые сразу стирались из телефона, — бесценная опция для неверного супруга или супруги, а также для работника, желающего тайком сменить работодателя. Confid и ему подобные мессенджеры — идеальная находка для изменщиков всех видов и не только.

На рынке более честных услуг функционирует американо-российский Slack. Сейчас это самый быстрорастущий корпоративный чат в мире, стремительно догоняющий аналогичный сегмент «Скайпа». Slack обеспечивает нормальное общение внутри компании и облегчает документооборот. Сейчас именно к этому сервису приковано внимание как к самому интересному стартапу мира.

Наконец, российский проект ТЧК совмещает мессенджер с традиционными, допотопными видами связи. Он позволяет отправить прямо с телефона телеграмму. Обычную, бумажную, которую приносит почтальон и в которой вместо запятой — «зпт», а вместо точки — «тчк». Сервис, естественно, платный, но, учитывая периодически возрождающуюся моду на ретро, он может иметь определенный успех. В любом случае проект «ТЧК» точно отражает запрос пользователей: нужен не просто удобный мессенджер, нужно что-то необычное, почти легенда, а лучше — магия.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение