--

Бродвей внутри Садового кольца

Дмитрий Богачев о том, как перестать быть «Димитрием» из Москвы и осуществить мечту

«Призрак Оперы» заканчивает прокат в России: 30 апреля будет сыгран последний спектакль, а после российская постановка вместе с декорациями, костюмами и оборудованием переезжает в Париж, где 13 октября состоится парижская премьера мюзикла. О том, как повлиял этот мюзикл на российский музыкальный театр и о том, почему у нас все-таки есть свой Бродвей, корреспондент «РР» поговорил с «крестной феей» большинства крупных российских мюзиклов, продюсером Дмитрием Богачевым

Елена Смородинова поделиться:
29 апреля 2016
размер текста: aaa

— «Призрак Оперы» переезжает в Париж. Значит ли это, что российский зритель больше не сможет увидеть эту постановку? Или возможно возобновление проекта?

— Думаю, что в ближайшие 5–7 лет этого точно не случится. А вот через 10–15 лет такую возможность я допускаю. Буквально два года назад, например, «Призрак» спустя десятилетие вернулся в Гамбург.

— Два года назад в интервью «РР» вы говорили, что «Призрак Оперы» был мечтой любого продюсера с конца 90-х. Мечта осуществилась. Что вам это дало?

— Вообще осуществление мечты и есть самодостаточная цель. Другое дело, что «Призрак Оперы» не случился сам по себе. Недавно мои английские друзья и коллеги Дэн Хинде и Патрик Мерфи вспоминали, как в бытность продюсерами в Really Useful Group — компании Эндрю Ллойд-Уэббера — лет пятнадцать назад они посмеивались над электронными письмами, которые получали от какого-то «Димитрия» из России, настойчиво убеждавшего их разрешить поставить в Москве «Призрак Оперы». Это было во время проката мюзикла «Норд-Ост». Прошло полтора десятилетия. И сейчас Дэн и Патрик, как и другие профессионалы театральной индустрии и эксперты из Европы и Америки, признаются, что за 30 лет существования «Призрака Оперы» не видели постановки лучше российской. А недавно похожего комплимента мы удостоились от великого бродвейского режиссера Харольда Принса, создателя «Призрака Оперы». Важно и то, что нам вместе с моими единомышленниками удалось создать в России настоящую коммерческую недотационную театральную компанию, эффективно управляющую двумя самыми вместительными театрами столицы — Московским Домом музыки и Театром «Россия».

— На Ваш взгляд, «Призрак Оперы» оказал влияние на развитие самого жанра в России?

— Он задал новую систему координат. Появился золотой стандарт, относительно которого можно оценивать те или иные постановки. Многим стало понятно, что мюзикл — фундаментальный жанр театрального искусства, требующий предельной отдачи ото всех, кто в нем работает.

Да простят меня коллеги по цеху, но я скажу жесткую правду: многие постановки из тех, что, в частности, номинируют эксперты и награждает жюри «Золотой Маски», на фоне «Призрака Оперы» выглядят, мягко говоря, слабо. Поэтому, наверное, это правильно, что «Призрак Оперы» не вошел в число главных номинаций «Золотой Маски», иначе шансы других сильно бы уменьшились.

— Как появились в планах «Золушка» и «Бал Вампиров», которые выйдут в октябре?

— Выбор новой постановки — это результат длительного обдумывания, анализа, наблюдений за реакцией людей. Все это со временем складывается в картину достоинств и недостатков разных идей, входящих в шорт-лист. Затем наступает фаза тестирования этого шорт-листа при помощи хорошо известных технологий опросов и фокус-групп. Так делается окончательный выбор. Но главную роль все равно играют интуиция и инстинкт продюсера, а также его вера в правильность собственного выбора.

Я много смотрю по сторонам и учусь у коллег: каждый год в разных странах вижу по 15–20 оперных постановок, 5–10 драматических спектаклей, 10–15 мюзиклов. Это просто необходимо для работы. Ну а кроме того, это еще и приятно, и здорово!

— В начале нулевых Москва переживала бум мюзиклов, сейчас выходит по одной-двум работам в год. На ваш взгляд, Москва «наелась» мюзиклами и это оптимальное количество, или появление московского «Бродвея» все еще возможно?

— Московский Бродвей давно существует. Это одновременно и культурное явление, и географическая локация на карте Москвы — своего рода кластер в пределах Садового кольца, где сосредоточено большинство московских театров. Что касается мюзиклов, то они прочно укоренились в приоритетах досуга москвичей и туристов, приезжающих в столицу. Нынешняя популярность мюзиклов намного выше той, что была в начале нулевых, если говорить о буме. Сейчас мюзиклы ставятся по всей стране! Жанр стал едва ли не самым любимым среди прочих и уж точно самым массовым.

— Чего сегодня не хватает музыкальному театру в России для дальнейшего развития?

— Самое главное, чего не хватает театру, — это независимых от государства источников финансирования: частных инвесторов, доноров, меценатов, спонсоров. В условиях тотального сокращения государственного финансирования и одновременного желания государства сохранить контроль ничего хорошего не предвидится. Если же театры и конкретные театральные постановки станут объектами инвестирования так же, как IT-компании, банки или промышленные производства, мы придем к бродвейской модели, которая хорошо зарекомендовала себя за последние полтора века.

— Кроме «Призрака» завершаются и «Поющие под дождем». Это был один из успешных проектов или он тоже имел особую значимость?

— Мюзикл «Поющие под дождем» стал нашим достижением. Объясню, почему. При выборе постановки мной двигало желание познакомить российских зрителей с настоящим старым добрым Бродвеем образца первой половины ХХ века с его прекрасной жизнерадостной музыкой, виртуозным степом и непобедимым оптимизмом. Я всякий раз получал огромное удовольствие и заряд этого самого оптимизма от так называемых бродвейских ривайвлов с музыкой Ирвина Берлина, Кола Портера, Ричарда Роджерса. И мне очень хотелось принести это настроение в Москву! А когда английские постановщики «Поющих…» сказали мне, что шансов практически нет, потому что русские мюзикловые артисты почти совсем не владеют степом, это только подогрело азарт и решимость. Низкий поклон нашим талантливым и трудолюбивым ребятам, которые месяцами осваивали материал на ежедневных многочасовых изнурительных тренингах и репетициях. До изнеможения, с нервными срывами, порой до отчаяния. И мы победили! «Поющие под дождем» в Москве ничем не уступают лондонской постановке и сильно лучше парижской.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Материалы по теме
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение