Совместимы ли модернизация и демократия?

Будем конкретны, а не идеологичны — и у нас всё получится

Руслан Хестанов поделиться:
8 апреля 2010
размер текста: aaa

«Зона для реформаторов», «РР» № 11 (139) 25 марта 2010, автор Руслан Хестанов

Сам я книгу Линдблома не читал, но скажу:) Мне кажется, есть некоторое противоречие между тем, что якобы не выдерживает критики идея о косности общества, противостоящего реформам, и тем, как ниже вы описываете причину неудачи экологической реформы. Ведь, по сути, проблема в данном случае не в рынке как таковом, а в том, что его участники используют общественное мнение, не способное к просчитыванию стратегических решений, то есть как раз косное и консервативное. Значит ли это, что в условиях демократии, а значит, лоббирования и постоянной апелляции к обществу всякие реформы и модернизации заранее обречены на провал? И чилийско-южнокорейский путь, по сути, единственно возможный? Но как быть тогда с успехами послевоенной Германии или, например, Японии? А главное — как быть нам самим?

А. Уткин

Ответ:

Недовольство народа своим существованием — мощный ресурс реформаторского творчества. Его косность и невосприимчивость к инновациям — миф технократов, которые хотят монопольно управлять процессом изменений в обществе. Разве нужно было уговаривать людей пользоваться интернетом или электричеством? Хотя эти новшества революционизировали нашу социальную среду, люди понимали, что оно того стоит. Но модернизация идет очень туго именно в тех областях жизни, которые связаны с формами создания и присвоения богатств. В США это присвоение происходит посредством рынка. У нас же основной ресурс богатств — это явные или теневые связи с госструктурами. Вообще это означает, что у нас другой тип общества, не товарный. Немцам и японцам удалось создать современные экономики потому, что они были прагматиками и понимали, что рыночные институты создаются с помощью сильного государственного вмешательства. У них все получилось, поскольку они отбросили манихейский миф о государстве как о воплощении всего дурного и о рынке как источнике всего мирового добра. Будем конкретны, а не идеологичны — и у нас тоже все получится.

×
Понравилась публикация? Вы можете поблагодарить автора.

Авторизуйтесь для оставления комментариев


OpedID
Авторизация РР
E-mail
Пароль
помнить меня
напомнить пароль
Если нет — зарегистрируйтесь
Мы считаем, что общение реальных людей эффективней и интересней мнения анонимных пользователей. Поэтому оставлять комментарии к статьям могут посетители, представившиеся нам и нашим читателям.


Зарегистрироваться
Новости, тренды








все репортажи
reporter@expert.ru, (495) 609-66-74

© 2006—2013 «Русский Репортёр»

Дизайн: Игорь Зеленов (ZOLOTOgroup), Надежда Кузина, Михаил Селезнёв

Программирование: Алексей Горбачев ("Эксперт РА"), верстка: Алла Парфирьева

Пользовательское соглашение