Не перепутать динамит с землетрясением и другие новости

3 апреля 2013

Люди все время что-то взрывают. То ликвидируют старые бомбы и снаряды, то углубляют горнорудные карьеры, то еще что-нибудь устраивают. Конечно, в масштабах планеты человеческие взрывы несопоставимы с природными землетрясениями. Но есть регионы, где сейсмическая а­ктивность низкая, а взрывные работы ведутся часто. И там энергия д­инамита может во много раз превзойти энергию Земли. Характерный пример — европейская часть России.

Ученые из Института динамики геосфер РАН разработали систему, позволяющую отличить взрыв от землетрясения. Они составили карту взрывных работ, оценили мощность используемой взрывчатки и все это соотнесли с данными о сейсмической активности. Теперь отличить промышленный взрыв от природного катаклизма будет гораздо проще. (1)

Экзоскелетон будет управляться силой мысли

Нейрофизиологи предлагают для больных с нарушением двигательных функций создавать специальные экзоскелетоны, которые заменят руки или ноги. Управляться они б­удут посредством мысли. Человек представляет, как он совершает движение, датчики считывают сигналы его мозга и передают к протезу. Теоретически можно обеспечить такую технологию, которая позволит паралитику управлять своим телом не хуже здорового человека. (2)

Уснуть с открытыми глазами

Есть такая неприятная штука — микросон. Человек вроде бы бодрствует, глаза у него открыты, он может даже что-то делать, но при этом мозг его частично спит. Группа ученых из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН выдвинула гипотезу: во время микросна ухудшается проведение информации от сетчатки глаза до зрительных о­бластей коры головного мозга. Из-за этого человек хуже воспринимает окружающую обстановку, ему труднее удерживать внимание. Особенно неприятно, когда такое происходит с водителем машины, пилотом самолета или оператором какой-нибудь сложной установки.

Чтобы это проверить, провели эксперимент. Проходил он ночью — так легче добиться состояния микросна. Испытуемые выполняли очень монотонные задания, а в это время нейрофизиологи замеряли активность их головного мозга. Результаты подтвердили гипотезу: действительно, в состоянии микросна уменьшалась активация первичных зрительных областей.  (3)

Моча расскажет правду о протеоме

Если мочу исследовать с помощью масс-спектромет­ров и прочей навороченной техники, то можно многое узнать о состоянии ее владельца. В частности, современное оборудование позволяет определять, какие именно белки содержатся в жидкости, и на основании этих данных выявлять нарушения в работе почек, сердца и других органов. Составление каталога белков сейчас очень популярно, есть даже такое направление в молекулярной биологии — протеомика.

Ставить диагноз по белкам в моче особенно удобно, когда нет доступа к громоздкому диагностическому оборудованию, например на космической станции. Собственно, именно поэтому за изучение протеома мочи взялись специалисты из Центра подготовки космонавтов и Института медико-биологических проблем РАН. (4)

Источники: (1) В. В. Адушкин // Физика Земли. 2013. № 2. С. 110–130.  (2) А. А. Фролов и др. // Физиология человека. 2013. № 2. С. 99–113.  (3) О. Н. Ткаченко и др. // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2013.  № 1. С. 141–153.  (4) И. М. Ларина и др. // Физиология человека. 2013. № 2. С. 43–59.